Новости

13 августа в Православной Церкви памятуюся:
- святой Иосиф Аримафейский;
- мученица Иулитта;
- праведный Евдоким Каппадокиянин.

Заговенье на Спасо-Богородичный (Успенский) пост.

 

   Святой Иосиф Аримафейский - ученик Иисуса, упоминаемый в Новом Завете. Будучи членом синедриона и человеком добрым и праведным (Лк 23:50; Мк 15:43), Иосиф, по-видимому, отсутствовал на том заседании, на котором судили Иисуса (Мк 14:64; Лк 24:51). После казни Иисуса Иосиф помог перенести его тело в принадлежавшую ему новую, еще не использованную гробницу и предоставил тонкое полотно для погребальных пелен (Мф 27:57-60; Мк 15:43-46; Лк 23:50-53; Ин 19:38-32). Ассоциация Иосифа со средневековой легендой о Святом Граале возникает не раньше 12 в., когда был написан роман Роберта де Боррона Иосиф Аримафейский.     

   Согласно этому роману, Святой Грааль был чашей, в которую Иосиф собрал кровь распятого Христа.
   Иосиф Аримафейский – первый хранитель Чаши Грааля на земле, собравший в Чашу голгофскую Кровь Христа. От него – ветвь хранителей Чаши. Он больше апостолов и священников. Поскольку Иосиф принял с креста тело Господа и принял Кровь Его, ставшие мистическими в пакибытии, то он и отец мистического тела – Церкви. Ему препоручена Церковь Христова, а не апостолам, и их преемникам – епископам и священникам. Роль Иосифа Аримафейского, как и роль Божией Матери, уникальна и сокрыта в Новом завете. Его по праву можно назвать апостолом неизреченной любви. Иосиф безумно любил Господа и совершил восемь абсолютно беспрецедентных служений Христу:
1) голосовал в синедрионе против смертной казни Христа;
2) собрал Кровь Господню в Грааль;
3) принял последнюю каплю Крови в Успенский Грааль, был единственным свидетелем чуда сотворения нового состава человеческого;
4) снял Господа с Креста, чего не смогло бы сделать ни одно творение;
5) исходатайствовал у Пилата тело Христа, сохранил тело Господне от осквернения;
6) предоставил свою гробницу Тому, Кому нет места ни на земле, ни в земле;
7) бесстрашно свидетельствовал в синедрионе, где его избили до полусмерти;
8) был первым заключенным и мучеником за Христа – 40 лет провел в темнице, где получил опыт совершенного просветления неотлучного пребывания с Граалем.
   Господь возжег огонь в его сердце, и он был первой невестой Христа. Господь безумно любил Иосифа. Препоручил Иосифу Свое тело, Свою Кровь, Свою церковь. И хочет, чтобы дети Его прославляли Иосифа как отца истинной церкви. Наступает эра Иосифа Аримафейского. Его миссия в третьем тысячелетии очень велика. Он апостол Брачного одра. Без Иосифа не родиться христианству Брачного чертога. Иосиф – отец неизреченной любви, истинно отец Канны блаженной, сердце ставшее олицетворенным Граалем. Первомученик и апостол христианства вышней любви. Таинственный человек, принявший страстное письмо Кровью.

   Святая мученица Иулитта жила в Кесарии Каппадокийской в царствование императора Диоклитиана (284–305). Один из язычников отнял у нее все имение и, когда Иулитта обратилась с жалобой в суд, ее противник донес судье, что она христианка. Судья предложил святой отречься от Христа, за что обещал восстановить справедливость и вернуть ей беззаконно отнятое имущество. Святая Иулитта решительно отвергла коварные условия, и за это она была сожжена на костре в 304 (или 305) году. Святой Иулитте посвятил Похвальное Слово Святитель Василий Великий через 70 лет после ее мученической кончины.

 

    Праведный Евдоким, уроженец Каппадокии (Малая Азия) жил в IХ веке в царствование императора Феофила (829–842). Он был сыном благочестивых христиан Василия и Евдокии, знатных родом и известных императору. Праведная жизнь святого Евдокима целиком была направлена на угождение Богу и помощь ближним. Дав обет безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами и не смотрел на них; только со своей матерью, которую глубоко чтил, он вел душеполезные беседы. За добродетельную жизнь император назначил святого Евдокима правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, праведный Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу. Своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33-летнем возрасте. Лежа на смертном одре, святой Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Потом он выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину его никто не видел, как никто не видел его тайных подвигов при жизни. Домашние похоронили его, как он завещал им. Сразу же после кончины праведного Евдокима от гроба его стали совершаться чудеса, многие больные исцелялись, слава о чудных исцелениях росла. Через 18 месяцев из Константинополя, куда после смерти святого переселились его родители, пришла поклониться мощам мать святого Евдокима. Она приказала снять камень, откопать землю, открыть гроб, и все увидели лицо святого, светлое, как живое, совсем не тронутое тлением. Великое благоухание исходило от него. Гроб с мощами вынесли из земли наверх. Святого переодели в новые одежды. Мать хотела взять мощи сына в Константинополь, но Харсианские жители не дали увезти дорогую для них святыню. Однако через некоторое время иеромонах Иосиф, живший и служивший при гробе святого, все же увез мощи святого Евдокима в Константинополь. Там они были положены в серебряной раке в церкви Пресвятой Богородицы, построенной родителями праведника. Праведный Евдоким в Русской Церкви считается одним из особенных покровителей и молитвенников перед Богом семейного очага.

12 августа у православных христиан восточного обряда день памяти:
- апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника;
- мученика Иоанна Воина.
В этот же день совершается праздник в честь
Воргольской чудотворной иконы Божией Матери.

«Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью,
чтобы непрестанно видеть в себе недостаток по примеру их веры».
(Преподобный Исаак Сирин)

 

  Сегодня Церковь отмечает день памяти пяти апостолов из первых семидесяти последователей Иисуса Христа. Это апостолы Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник. Апостол Сила стал сподвижником святого апостола Павла во время его путешествия в Антиохию. О миссионерском служении Силы неоднократно говорится в Новом Завете. Святой апостол Силуан был поставлен апостолами Петром и Павлом епископом в городе Солунь. Еще один апостол – Крискент – проповедовал в Галлии и Галатии, где и закончил свою жизнь мученической смертью за Христа во времена императора Траяна. О святом Епенете известно, что он был епископом в Карфагене, а апостол Андроник, родственник апостола Павла, проповедовал Евангелие на западе современной Венгрии.

«Мученичество является продолжением апостольского служения в миру».
(Василий Болотов)


   Скрывать свое вероисповедание, чтобы спасать других. Такой путь избрал для себя воин римского императора Юлиана Отступника – святой Иоанн. Ему приказывали уничтожать христиан, а он тайно спасал их: предупреждал об опасности, помогал убегать пленным. Узнав о поступках Иоанна, император бросил его в тюрьму, из которой Иоанну удалось выйти только после смерти Юлиана Отступника. Святой прожил до глубокой старости, став утешителем для больных и скорбящих. После смерти праведника его святые мощи прославились чудесными исцелениями. Сегодня благодаря молитвам святого Иоанна, как и раньше, получают утешение обиженные и скорбящие. Ему молятся, прося помощи в «житийских обстояниях». Этому же святому молятся о защите «от всех ненавидящих и обидящих, от всех враг видимых и невидимых».

 

«Душа моя в страхе и трепете, когда думаю о славе Божьей Матери».
( Преподобный Силуан Афонский)


   Воргольская чудотворная икона Божьей Матери долгое время хранилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Воргол, что в Сумской области. Предание не сохранило дату появления этого образа. В 1850 году местное духовенство провело особое расследование, которое подтвердило подлинность чудотворной силы, исходящей от Воргольской иконы. После революционных событий 1917-го года храм, где хранился образ, был разрушен, а сама икона исчезла. Ныне празднование в честь Воргольской иконы Божьей Матери происходит дважды в год: в десятое воскресенье после Пасхи, а также в этот день – 13 августа.

11 августа день памяти мучениц и мучеников, пострадавших за веру Христову,
но не отступивших от нее:
- мученицы Серафимы, во время гонения на христиан
при императоре Адриане пострадавшей;
- мученицы Феодотии и трех ее малолетних детей;
- мученика Каллиника.

 

   Этот день в православии славен еще Рождеством святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117–138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство. При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.
   Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога – Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

   Святая мученица Феодотия с тремя малолетними детьми жила в царствование императора Диоклитиана (284–305). Она была христианкой, уроженкой города Никеи Вифинской. Святая Феодотия, овдовев, вела благочестивый образ жизни и воспитывала своих сыновей в христианской вере. Она была в духовной дружбе со святой Анастасией Узорешительницей (память 22 декабря). Когда начались гонения на христиан, святых жен арестовали. На суде сановник Левкадий пленился красотой святой Феодотии и решил взять ее к себе в дом, намереваясь жениться на ней. Находясь со своими детьми в доме Левкадия, святая Феодотия хранила себя в чистоте, не уступая ни уговорам, ни ласкам, ни угрозам язычника. Разгневанный непреклонностью святой, Левкадий отослал ее с детьми в Вифинию, к начальнику области Никитию. Когда при допросе судья стал грозить ей муками, старший сын святой Феодотии – Евод сказал, что христиане не боятся мук, а боятся быть оставленными Богом. Мальчика жестоко били на глазах у матери, так что он истекал кровью. Святая Феодотия молилась, чтобы Господь укрепил в страданиях ее сына, и радовалась, что он удостоился мученической кончины за истину. Святую Феодотию отдали на поругание, но Бог сохранил ее. На глазах у всех совершилось чудо: Ангел Господень преградил путь нечестивцу, дерзнувшему приблизиться к святой. Приписывая чудо волхвованию, судья приговорил святую и ее детей к сожжению на костре († 304).
   Память святых мучеников Феодотии, отрока Евода и двух ее малолетних сыновей совершается еще 22 декабря, вместе с памятью святой Анастасии Узорешительницы.

   Святой мученик Каллиник (III-IV), родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обращал в христианство. В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью, приказал Святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь. Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник. Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся неповрежденным, верующие с честью предали погребению.

  

11 августа Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Надо сказать, что помимо двух основных праздников, посвященных этому святому, празднуемых (6) 19 декабря (блаженное успение святого) и (9) 22 мая (перенесение святых мощей в город Бари), существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. А вот праздник его рождения пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено.
   Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу.
   Младенец же Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.
   Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.
Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.
    Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.
    К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено. И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.

10 августа день памяти апостолов от 70-ти:
Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, диаконов.
Сегодня же в Православной Церкви праздник
в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось».
(Деяние апостолов (6:7)

 

   В книге Нового Завета «Деяния апостолов» рассказывается, как в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семерых мужей и поставили их на дьяконское служение. Среди них были Прохор, Никанор, Тимон и Пармен. Святой Прохор сопровождал апостола Петра, который утвердил его епископом в город Никомидию. Святой Пармен проповедовал в Македонии. Тимон был епископом Бастории в Аравии. О святом Никаноре известно, что его забили камнями в день казни архидьякона Стефана. Прохор, Никанор, Тимон и Пармен приняли мученическую смерть в разное время и в различных уголках мира. Но поминают их, первых дьяконов Церкви Христовой, в один день – 10 августа.

«Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия,
Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение!
Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

  

Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению
   Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
   В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – «мера в меру» – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.
   Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
   Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
   Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, – 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

09 августа в Православной Церкви праздник
в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона.
В этот же день Церковь молитвенно памятует:
- блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского;
- преподобную Анфису игумению и 90 сестер ее.

«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».
(Послание апостола Павла (1 Коринф 15:53)

 

   Во время службы при дворе императора Максимиана юный Пантелеймон открыл для себя сущность христианской веры. С тех пор он посвятил свою жизнь страждущим, больным и убогим. Бесплатно лечил всех, кто к нему обращался. Посещал в темницах узников, исцеляя их не столько медицинскими средствами, сколько молитвой и помазанием. Это вызывало зависть у врачей, и они донесли императору, что Пантелеймон – христианин. Святого приговорили к казни. После смерти частицы мощей великомученика оказались во многих христианских странах. Его голова ныне – в Афонском монастыре, который носит имя святого. С ХII века великомученика Пантелеймона почитают и в Русской Православной Церкви.

«Православные постигают глубокое единение святых с Богом, и, почитая их, они почитают и Бога, который пребывает в них».
(Преподобный Силуан Афонский)
  

   Он родился в Новгороде в знатной семье. С юности постился и молился, щедро раздавал милостыню. Но, не желая от людей славы, святой Николай прибег к юродству. Праведник оделся в отрепье и скитался по городу. В это время в Новгороде жил Христа ради юродивый блаженный Феодор. Встретившись, эти святые мужи вели себя как непримиримые враги, тем самым показывая новгородцам их междоусобия. Господь прославил блаженного Николая даром чудотворения и прозорливости. Однажды, догоняя своего мнимого противника, он пошел по глади реки Волхов, как по суше, и бросил в блаженного Феодора качан капусты. С тех пор к имени блаженного новгородцы добавили прозвище – Кочанов.

«Святые – это гении религиозности».
(Протоиерей Сергий Булгаков)
  

   Еще совсем юной она отказалась от светской жизни и поселилась в горах Малой Азии в полном одиночестве. Приняв монашеский постриг, святая Анфиса стала настоятельницей обители, где собралось 90 сестер. За неповиновение императору Константину Копрониму, который приказал Анфисе отречься от почитания икон, ее жестоко истязали. На пытках присутствовала жена императора. Святая предсказала, что у нее родятся мальчик и девочка. Когда пророчество сбылось, исповедницу отпустили. Анфиса возвратилась в обитель и прожила там до глубокой старости. Свою дочь императрица назвала Анфисой, которую за праведную жизнь причислили к лику святых.

08 августа Православная Церковь памятует таких угодников Божиих:
- священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских;
- преподобномученицу Параскеву;
- преподобного Моисея Угрина (XI век).

 

«Мученик – это тот, кто свидетельствует перед всем миром о любви, правде, истине».
(Митрополит Антоний Сурожский)

 

    Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ были священниками в городе Никомидия. Во время массового уничтожения христиан императором Максимианом они скрывались в отдалёных местах, но не переставали наставлять язычников в вере Христовой. Среди обращенных ими в христианство был и целитель Пантелеймон. Спустя некоторое время, когда начался суд над святым великомучеником Пантелеймоном, схватили и святых Ермолая, Ермиппа и Ермократа. Мужественно выдержав все муки, около 305 года они отошли к Господу. Сегодня Православная Церковь чтит их память.

«Бог святой соединяется лишь с человеком, который ищет святости
и способен на деятельный подвиг».
(Владимир Соловьёв)


     Преподобномученица Параскева жила во ІІ веке, во времена гонений на Церковь Христову. Раздав всё свое имущество бедным, она приняла монашество и стала проповедовать христианскую веру среди язычников. Параскеву подвергли жестоким пыткам. Но ни горячая смола, ни огромная змея не причинили святой вреда. Она продолжила исцелять людей и обращать язычников в христианство. Тогда правитель Тарасий приказал усечь ее мечом. По преданию, это случилось близ города Феодосия. На месте казни праведницы забил целебный источник, к которому в этот день ежегодно приходят верующие. В этом источнике и обнаружили икону святой Параскевы. Ныне этот образ находится в Мариуполе – в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

 

«Для каждой души есть свой путь по её склонностям
и обстоятельствам прожитой жизни».
(Николай Пестов)
   

Верой и правдой служил венгр Моисей святому князю Борису Ростовскому. После мученической кончины князя на реке Альта он сбежал в Киев, где впоследствии попал в плен к польскому королю Болеславу. Из плена красавца Моисея выкупила зажиточная польская госпожа. Она пыталась соблазнить его. Но чистый в помыслах Моисей постригся в монахи. За это возмущенная полячка приказала его оскопить. Последние 10 лет жизни преподобный провел в молитвах в Киево-Печерском монастыре, исцеляя людей от сластолюбия. В 1043 году праведник скончался. Ныне его святые мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

07 августа успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
В этот же день память V Вселенского Собора.

«Величаем тя, святая праведная Анно, прамати Христа Бога нашего,
и всечестное славим успение твое».
(Величание святой)

 

   Сегодня день Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Муж Анны – Иоаким – был из рода царя Давида. Супруги уже достигли преклонного возраста, а детей у них все еще не было. Сорок дней молился в пустыне Иоаким, чтобы Господь послал ему ребенка, а в это время Анна взывала к Богу в Иерусалиме. После этого обоим праведникам Ангел сообщил о рождении у них Дочери, которую благословит весь род человеческий. И у супругов родилась Мария. До трёх лет ее воспитывали родители, а затем привели в храм, чтобы посвятить Богу. Вскоре Иоаким, а затем и Анна скончались. В шестом веке в Девтере в честь святой праведной Анны был построен храм, а спустя полтора века ее святые мощи перенесли в Константинополь.

 

«Церковь, придерживаясь Божественных слов, утверждает,
что душа творится вместе с телом».
(Постановление Пятого Вселенского Собора)
   

В средине шестого века в Византии была популярна теория о том, что душа существует отдельно от тела и вселяется в него при рождении. Долгое время этот вопрос вызывал бурные споры, а решил его Пятый Вселенский собор. Он состоялся в 553-ем году в Константинополе. Поводом для его созыва была необходимость решения вопроса о правоверии трех живших в предыдущем веке епископов. Собор признал еретическими учение Феодора Мопсуетского и некоторые произведения Феодорита Кирского и Ивы Эдеского. Он также осудил как еретиков тех, кто не признавал общего воскресения мертвых.

06 августа православные христиане молитвенно памятуют:
- мучеников благоверных князей Бориса и Глеба,
во святом крещении Романа и Давида;
- мученицу Христину (III век);
- преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского (XII век).

«Киев поникнет, расплещется Волга, глянет Царьград обречённо и слепо,
как от кровавых очей Святополка скачут лошадки Бориса и Глеба».
(Борис Чичибабин)

 

   Родные братья князья Борис и Глеб предпочли смирение борьбе за власть. Младшие сыновья Киевского князя Владимира Святославовича получили при родовом разделении земель Ростовское и Муромское княжества. После смерти их отца в 1015 году старший брат Святополк захватил Киевский престол. Опасаясь соперничества младших братьев, он решил избавиться от них. Зная о преступных намерениях Святополка, Борис и Глеб не развязали кровопролитную войну. Свою жизнь святые страстотерпцы принесли в жертву христианской любви. В 1071 году Русская Церковь причислила их к лику святых. История братьев-мучеников часто вспоминалась в русских летописях. В одном из древних сказаний они названы «небесными людьми и земными ангелами».

 

    «Бог – это любовь, которая стремится жертвовать собой, стремится наделить своими благами всех, кто только может их воспринять».
(Преподобный Силуан Афонский)


    Дочь правителя города Тир по имени Христина была очень красивой. Ее отец Урван хотел, чтобы она стала жрицей языческого храма. Окружив Христину золотыми и серебряными идолами, он велел обкуривать их фимиамом. Но вместо этого девочка обратила свои мысли и молитвы к Единому Творцу. Когда же она уничтожила всех идолов, разъяренный отец прибег к пыткам. Но юной мученице не принесли вреда ни огонь, ни вода. Однако, в конечном итоге, приблизительно в 300 году святая Христина отдала свою душу Богу, приняв мученическую смерть через усечение мечом.

«Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела».
(Святитель Иоанн Златоуст)
 

  Автор жизнеописаний святых подвижников Киево-Печерской обители – преподобный Поликарп. В 1164 году за духовную рассудительность и образцовую жизнь он был избран игуменом монастыря. Духовные подвиги Поликарпа вызывали восторг у современников, в том числе и у Киевского князя Ростислава Мстиславовича. Он даже намеревался оставить княжение и поселиться в обители. Скончался преподобный Поликарп в 1182 году. Ныне его святые мощи покоятся в Ближних (Антоньевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

05 августа день памяти мучеников Трофима, Феофила и с ними 13 мучеников.
Этот же день в Православной Церкви ознаменован праздником
в честь икон Божией Матери «Почаевская»
и «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

 

   Святые мученики Трофим, Феофил и с ними тринадцать святых мучеников пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305). Приведенные на суд, они мужественно исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. После жестоких истязаний святых мучеников с перебитыми голенями бросили в огонь. Укрепляемые Господом, они вышли из огня совершенно невредимыми, и еще более прославляли Христа. Тогда, отчаявшись сломить волю святых исповедников, мучители обезглавили их.

«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы,
обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной».
(Преподобный Никодим Святогорец)

   450 лет назад греческий митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил дворянку Анну Гойскую, жившую в имении Орля, близ Почаева. В благословение архипастырь оставил ей привезенную из Константинополя икону Богородицы. Со временем стали замечать, что от образа исходит сияние. В 1597-ом году, когда перед иконой исцелился брат Анны – Филипп, она передала чудотворный образ монахам, поселившимся на Почаевской горе. Икона была поставлена в храме в честь Успения Божьей Матери. Позже там был основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала значительные средства. С тех пор Почаевская икона Божьей Матери прославилась многими чудесами. Сегодня мы почитаем ее.

   Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) прославилась в 1888 году в Петербурге, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона Царицы Небесной, представляющая собой список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую из Москвы привезла княгиня Наталия Алексеевна (сестра Петра Великого), осталась неповрежденной. Образ, до того времени с потемневшим от копоти ликом, обновился и просветлел. Обгорел только шнур, на котором святая икона висела в углу часовни, да прилипли к поверхности несколько мелких медных монет (грошиков) из разбитой вдребезги кружки для подаяний. С тех пор многие болящие и страждущие, прибегавшие к Пресветлой Владычице с искренней верой и горячей молитвой, получили исцеление перед Ее святым образом. В 1898 году на месте часовни была построена церковь.

04 августа Православная Церковь молитвенно памятует:
- мироносицу равноапостольную Марию Магдалину;
- преподобного Корнилия Переяславского.

«Христу, нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалино Марие, последовала еси».
(Тропарь святой)

 

   Первая проповедница, рассказывавшая о Воскресение Иисуса Христа – святая Мария Магдалина. Господь исцелил ее, и Мария последовала за Ним. Была она и на Голгофе во время распятия Господа. В день Воскресения на заре пришла ко гробу, чтобы помазать Его тело миром, и первой узнала о Воскресении Христовом. Мария Магдалина сообщила апостолам радостную весть: «Видела Господа!». Это была первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы благовествовали миру, а она – апостолам. Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.
   Православные почитают мироносицу Марию Магдалину как равноапостольную. Ныне частицы ее нетленных мощей хранятся в разных афонских монастырях и в Иерусалиме.

   «Новоявленнаго угодника Божия почтим, Корнилия преподобного,
крест на рамо вземшаго».
(Тропарь святому)
    Будучи послушником обители святых Бориса и Глеба, преподобный Корнилий Переяславский усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. Став монахом, он перестал спать в постели. В трапезной никогда не садился с братией, довольствовался тем, что оставалось. Принимал пищу лишь три раза в неделю. Его считали юродивым, но Корнилий не обижался. В течение 30 лет он не вымолвил ни единого слова, поэтому многие думали, что он глухонемой. От суровых постов тело подвижника истощилось, но он непрестанно работал и выкопал для братии колодец. В 1693-м году, перед кончиной, праведник принял схиму. А спустя девять лет, во время строительства нового храма над местом его захоронения, его мощи были обретены нетленными.