Новости

23 августа у православных христиан день памяти:
- мучеников римских: Сикста, папы, Лаврентия, архидиакона,
Феликиссима и Агапита, диаконов, Романа, воина;
- блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца.

«Множество святых свидетельствует о том, что открыт путь в Царствие Небесное».
(Митрополит Владимир (Сабодан)

 

    Это было время, когда папу избирали на Римский престол как на неминуемую смерть. Святой Сикст стал епископом Рима в средине третьего века, при правлении императора Валериана. Но вскоре архипастыря вместе с двумя диаконами – Феликиссимом и Агапитом – схватили язычники. Когда папу Сикста вели в темницу, он встретил архидиакона Лаврентия и повелел ему раздать церковные ценности бедным христианам. Святой Лаврентий выполнил приказ и пришел на суд, чтобы сказать об этом папе. Услышав разговор о ценностях, часовые посадили праведника за решетку и жестоко истязали. Лишь один воин – Роман – был милосердным к мученику. Вскоре он принял крещение и, как и другие перечисленные христиане, мученической смертью доказал свою преданность Христу.

«Когда земля перестанет рождать святых, тогда заберется у нее сила, удерживающая мир от катастрофы».
(Архимандрит Софроний (Сахаров)

    Выходец из боярской семьи, он зимой и летом ходил босиком и в тулупе. Блаженный Лаврентий еще при жизни прославился благостными делами. Чудотворец исцелял больных и был помощником в ратном деле. Когда в 1512-ом году крымские татары напали на Калугу, святой неожиданно оказался на судне рядом с князем Симеоном. Он укрепил дух воинов – и они победили врага. А князь, будучи обязан праведнику своим спасением, устроил в его честь монашескую обитель. Святой и после кончины часто помогал воинству защищать государство от врагов. Особенно ярко заступничество блаженного Лаврентия проявилось во время вторжения в Россию наполеоновских войск.

22 августа день памяти святого апостола из 12-ти Матфея.
Этот же день есть днем почитания всех Соловецких святых –
Собор Соловецких святых.

«Путь праведных словно свет ясный, который светит все больше».
(Книга притч Соломоновых)

 

    Святой апостол Матфей родился в Вифлееме и происходил из колена Иудиного. С раннего детства он изучал Закон Божий под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, Матфей уверовал в Него и стал одним из семидесяти учеников. После Вознесения Спасителя его по жребию избрали в число 12-ти апостолов вместо Иуды Искариота. Матфей вместе с другими апостолами проповедовал Евангелие в Иерусалиме и Иудее. Ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Согласно церковной легенде, он посетил с проповедью современную Западную Грузию и Македонию, многократно подвергаясь смертельной опасности. Венец мученика за Христа апостол Матфей принял в Иерусалиме около 63 года.

«В пустыне безлюдной и дикой трудились отцы до конца,
А ныне во славе великой к себе привлекают сердца».
(Кант Соловецкий обители)

 

   Немало первосвятителей Русской Церкви прошли духовную школу Соловецкого монастыря. Среди них - митрополит Филипп (Колычев) и Московские патриархи Никон и Тихон. С самого начала существования обители – с 30-х годов 15-го века – она прославилась подвигами многих праведников. В советское время тысячи новомучеников и исповедников нашли там последнее земное пристанище. В 1993-м году с благословения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго 22-е августа стало днем особого почитания памяти всех Соловецких святых.

21 августа Православная Церковь молитвенно памятует таких угодников Божиих:
- святого Мирона Чудотворца, епископа Критского;
- преподобного Григория, иконописца Печерского;
- преподобного Григория Синаита (IV век).

«Добропорядочность – это не только дар великого Бога,
но и твое собственное стремление к ней».
(Святитель Григорий Богослов)

 

   Святой Мирон родился на острове Крит и провел на родной земле всю жизнь. Праведник мало чем отличался от остальных критян: был земледельцем, имел семью. Однако он поражал окружающих и вызывал глубокое уважение своей особенной добропорядочностью и милосердием. Поэтому не удивительно, что именно его критяне попросили принять сан пресвитера в родном городе Равкии. Это был период правления императора Декия, который устроил жестокие гонения на христиан. Святой Мирон смиренно терпел все скитания, помогал всем, кто в этом нуждался. После смерти Декия, когда гонения прекратились, пресвитер Мирон получил епископский сан. За свою почти столетнюю жизнь этот выдающийся пастырь силой Божьей осуществил немало чудес.

«Иконописцы, дававшие в иконе образный ответ на искания души народной,
были не ремесленники, а избранные души».
(Евгений Трубецкой)
  

    На карте Ближних пещер 1661-го года упомянуто имя "Григория художника" – а на карте 1744-го года он вспоминается уже как "преподобный Григорий иконописец". Святой Григорий, сподвижник преподобного Алипия Печерского, в одной из песен канона службы Собора Киево-Печерских святых назван византийским: возможно, он был среди иконописцев, прибывших из Константинополя в Киев для отделки Церкви Пресвятой Богородицы. Составленное на рубеже 16-го–17-го веков "Сказание о святых иконописцах" утверждает, что преподобный Григорий Печерский написал немало чудотворных икон, которые прославились по всей Русской земле.

«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом,
но для того, чтобы ты передал его другим».
(Преподобный Григорий Синаит)
  

В течение многих веков одним из самых больших центров восточного монашества был монастырь святой великомученицы Екатерины на Синайской горе. Именно сюда в конце 13-го века пришел преподобный Григорий, чтобы принять схиму. Несколько лет он проходил на Синае суровую школу монашеской жизни. Затем посетил Иерусалим, жил на Крите, обошел на Афоне все монастыри, обогатившись многовековым опытом православного монашества. Лишь после этого он уединился и построил себе исихостерий – келью для молчальничества и молитвы. Преподобный Григорий Синаит – автор ценных наставлений о внутренней жизни, канонов и проповедей, а также основатель нескольких келий на Афоне и четырех лавр во Фракии.

20 августа день памяти таких угодников Божиих:
- преподобного Антония Оптинского (ХІХ век);
- преподобного Меркурия Печерского (ХІІІ век);
- преподобного Пимена Многострадального (ХІІ век)

«Одни лишь смиренные сердцем наслаждаются спокойствием душевным!»
(Преподобный Антоний Оптинский)

 

    Призвание к монашеской жизни преподобный Антоний Оптинский почувствовал еще в детском возрасте. Этому послужил пример его родственников и старших братьев. Один из них – святой Моисей (Путилов) – был настоятелем Оптиной пустыни. Антоний и Моисей вместе учредили близ Оптиной скит в честь святого Иоанна Предтечи. Антоний руководил скитом, пока епископ Калужский Николай не назначил его игуменом Черноостровского монастыря. Но из-за любви к уединению и молитве праведник снова вернулся в Оптину пустынь. Преподобный почти всю жизнь сильно страдал от ран на ногах. Получив от Господа удивительные духовные дары, несмотря на тяжелую болезнь, он щедро делился ими с многочисленными посетителями.

«Истинный христианин – это воин,
продирающийся сквозь полки невидимого врага к небесной своей отчизне».
(Преподобный Герман Аляскинский)
   

   Как и большинство архипастырей первых веков христианства на Руси, святой Меркурий начинал свой духовный путь в Киево-Печерском монастыре. Как свидетельствует «Патерик Печерский», в 13-ом веке он занял епископскую кафедру в Смоленске. Там пастырь и почил во время нападения на город монгольских войск хана Батыя. Умирая, святитель завещал, чтобы гроб с его телом пустили по Днепру. Жители Смоленска исполнили последнюю волю праведника. Святые останки епископа доплыли до Киева и прибились к берегу близ Печерского монастыря. С тех пор и доныне мощи преподобного Меркурия почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Лавры.

 

« Награду будет иметь как больной, так и тот, кто ему служит».
(Преподобный Пимен Многострадальный)

 

   Сила Божья совершается в немощи. Подтверждение этих библейских слов – жизнь преподобного Пимена Многострадального, монаха Киево-Печерской Лавры. С рождения страдая от болезней, он в течение всей жизни ревностно молился Богу. Осознавая значение страданий в спасении души, преподобный Пимен просил Господа продлить его болезни. За три дня до кончины подвижник выздоровел. Он указал на место, где бы хотел обрести вечный покой, и сам отнес туда заранее приготовленный гроб. Когда его душа отходила к Господу, в небе появилось небесное знамение – три огненных столба. Согласно летописи, это случилось 11-го февраля 1110-го года.

19 августа праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение».
(Величание празднику)
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою».
(Тропарь празднику)
«Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
(Тропарь празднику)
«На горе Фавор Господь дал почувствовать Своим ученикам то, что их ожидает в вечной жизни».
(Митрополит Николай (Ярушевич)

 

   Сегодня великий праздник – Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восточная Церковь отмечает этот праздник с 5-го века. В календарь Западной Церкви его ввел в 1457-м году папа Каликст Третий. Торжественное событие посвящено вспоминанию евангельского повествования о Преображении Спасителя на горе Фавор. В Преображении раскрывается не только Божество самого Иисуса Христа, но и показано обожение всей человеческой природы. Христианское вероучение объясняет это событие как раскрытие тайны Божьего Промысла о спасении человека.
   Согласно Евангелию, три апостола — Петр, Яков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор. Всех озарила светлое облоко, и из него послышался голос: «Это Сын Мой любимый; Его слушайте». На горе апостолы увидели Свет, преобразивший Иисуса. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресение. Тогда ученики еще не поняли Его, потому что видели во Христе будущего земного царя и освободителя от иноземной власти. Христос же показал ученикам Себя в Преображении, чтобы они стали свидетелями Его Божественной природы и добровольного согласия на крестные муки.
   Сущность этого священного события – Преображения Господнего - раскрывается в его символах. Как известно, Преображение Иисуса Христа состоялись на горе Фавор. Гора — это уединенное место, которое способствует молитве и единению нашего неугомонного разума с Богом. «Фавор» в переводе с иврита – это чистота, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в совершённых грехах, освобождается от душевной нечистоты. Не случайно евангельское предание о Преображении Господнем стало одним из любимых сюжетов в русской иконописи.
   Сегодня на горе Фавор глазами нашей веры мы созерцаем Славу Божью. Сын Божий, Иисус Христос, Который пришел на землю ради спасения рода человеческого, впервые открыл Себя людям в сиянии той славы, в которой Он находился извечно. Примечательно, что, кроме учеников Спасителя (апостолов Петра, Якова и Иоанна), свидетелями события Преображения стали и два пророка из далекого прошлого. Моисей, который жил за 1600 лет до Рождества Христова, и Илия, проповедовавший за 900 лет до воплощения Господа. Это подтверждает церковное учение о том, что у Бога нет мертвых. У Него все живые. Праздник Преображения призывает каждого из нас следовать за Христом, дарит надежду приобщиться в вечности к Славе Господней.

18 августа Православная Церковь молитвенно памятует таких угодников Божиих:
- мученика Евстигния;
- святую праведную Нонну, матерь Григория Богослова;
- преподобномученика Иова Ущельского.

 

В истории православия этот день памятен тем, что в 1921 году
создан Изский Свято-Николаевский мужской монастырь.

«Святые действительно достойны похвалы, поскольку
любовь Божью они предпочли всему миру».
(Преподобный Ефрем Сирин)

 

    Мученик Евсигний родился в Антиохии в средине 3-го века. В течение шестидесяти лет он служил в римском войске. Когда срок военной службы закончился, Евсигний отправился на родину. Там он проводил время в молитвах и посте, дожив до правления Юлиана Отступника. Однажды императору донесли, что Евсигний исповедует христианскую веру. И святой предстал перед судом. Он бесстрашно разоблачил Юлиана в отступничестве от Христа. Тогда император, несмотря на возраст Евсигния, которому было тогда 110 лет, приказал казнить исповедника.

 

«Она знала, что единственное истинное благородство – это быть благочестивой».
(Святитель Григорий Богослов)


    Праведная Нонна – мать святителя Григория Богослова. Она была замужем за Григорием Арианзским, зажиточным землевладельцем. Брак был выгодным из меркантильных соображений, но тяжелым для благочестивой Нонны. Григорий исповедовал язычество. Праведная жена долго молилась, чтобы обратить мужа в истинную веру. Затем Григорию было видение, и он принял крещение. Со временем он стал священником, затем епископом. А святая Нона – диякониссой. Скончалась праведная во время молитвы в храме в этот день в 374-ом году.

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».
(Евангелие от Матфея (10:28)
 

    Вторая половина 16-го века стала периодом расцвета монашества в Соловецком монастыре. Почти на каждом острове, горе и в пещере были люди, самоотверженно служившие Христу. Такая среда побудила Иова Ущельского также найти место для духовных подвигов. Праведник отправился в Мезенский край, где близ реки Мезень в местности Ущелье построил часовню в честь Рождества Христова. Со временем там возник монастырь. В течение 14-ти лет преподобный Иов возглавлял эту обитель. В 1628-ом году праведник погиб насильственной смертью от рук разбойников. Однако он успел выполнить дело просветителя – дать Мезенскому краю монастырь – твердыню Православия.

 

«Монастыри всегда были центрами проповеди Слова Божьего и помогали людям понять евангельскую истину».
(Митрополит Владимир (Сабодан)
  

    В первой половине XX века центром Православия на Закарпатье стал Свято- Николаевский мужской монастырь в селе Иза Хустского района. В начале 1919 года иеромонах Амфилохий (Кеминь) с помощью своих односельчан — иеромонаха Матфея (Вакарова), священников Георгия Плиски и Михаила Мачки создали при сельском Изском храме монашескую обитель. 18 августа 1921-го года под председательством епископа Досифея (Васича) в Изе состоялось первое собрание братии Свято-Николаевского монастыря, насчитывающего восемь человек. С приходом к власти Хрущева, жизнь монастыря изменилась. В 70-х годах были снесены почти все здания обители. В октябре 1990 года Изский монастырь стал возрождаться. Ныне в здесь подвизается около 25 насельников.

17 августа у православных христиан день памяти:
- семи отроков, иже во Эфесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана,
Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина;
- преподобномученицы Евдокии.

«Послушание Божьему повелению дарит жизнь, а непослушание – смерть и тление».
(Преподобный Нил Синайский)

 

   Семь отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (он же Константин) и Антонин жили в 3-м веке, на заре христианства. Однажды в их родной город Эфес прибыл император Декий и приказал всем горожанам собраться для принесения жертвы языческим идолам. Не подчинившись приказу правителя, юноши уединились в пещере горы Охлон, проводя время в молитвах. Узнав, где скрываются отроки, Декий приказал заложить вход в пещеру камнями, чтобы юноши умерли в ней от голода и жажды. Но Господь погрузил отроков в чудесный сон, продолжавшийся два века – пока не прекратились гонения на христиан.

 

«Нынешняя жизнь – нива подвигов и борьбы, а венцы и награды принадлежат жизни будущей».
(Преподобный Исидор Пелусиот)

 

   Святая преподобномученица Евдокия жила в 4-ом веке и была знатной римлянкой. Ее, как и девять тысяч христиан, захватили в плен войска персидского царя-завоевателя Шапура Второго. В неволе святая Евдокия не впала в отчаяние, а стала проповедовать персидским женщинам и многих обратила в веру Христову. Праведница прекрасно осознавала, какое наказание ее ожидает, но это не останавливало ее. Вскоре преподобномученицу разоблачили и приговорили к смертной казни. Принимая смерть, она продолжала в молитвах прославлять Господа.

16 августа православные христиане молитвенно памятуют таких угодников Божиих:
- преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, игуменов Далматской обители;
- преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца.

Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст были игуменами Далматской обители.

 

   Преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения. Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим.
   Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта. Преподобный Далмат служил в войске святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) и пользовался его уважением. Оставив мир, преподобный Далмат между 381-383 годами, вместе с сыном Фавстом, ушел в обитель преподобного Исаакия, близ Константинополя.
   Преподобный Исаакий постриг отца и сына в иноческий чин, и оба они стали вести строгую подвижническую жизнь. Однажды в Великий пост преподобный Далмат не вкушал пищи в течение 40 дней, а затем, укрепившись, до праздника Вознесения Христова пробыл в восхищении, удостоившись Божественных видений.
О преподобном Фавсте известно, что он, подобно отцу, был великим аскетом и из иноческих подвигов особенно преуспел в посте. После смерти отца преподобный Фавст стал игуменом обители.

«Нет другого способа познать Бога, как жить в Нём».
(Преподобный Симеон Новый Богослов)


   Основоположник монашества на Новгородской земле – преподобный Антоний Римлянин. Праведник родился в Риме в 1067 году. Со временем он стал монахом православного монастыря. Но гонения со стороны латинян заставили братию обители покинуть ее. Новгородские летописи свидетельствуют о чудесном перемещении Антония на камне по водам и прибытии на берег реки Волхов. На месте, где остановился камень, святой учредил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Собор обители существует и ныне, как и келья преподобного, и ризы, и камень, на котором он плыл. В 16-ом веке Антоний Римлянин был причислен к лику святых. Этому способствовал архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кирилл, который исцелился от мощей преподобного.

15 августа ознаменовано такими событиями в христианском мире:
- день памяти священномученика Стефана, папы Римского, и иже с ним;
- перенесение мощей первомученика архидиакона Стефана;
- день молитвенного поминания блаженного Василия,
Христа ради юродивого, московского чудотворца.

«Мы почитаем святых мучеников за то, что через их мучения и страдания явлена
всем нам великая и спасающая сила Божья».
(Патриарх Кирилл)

 

    В средине 3-го века, во времена правления императора Валериана, были крайне жестокие гонения на христиан. Именно тогда пострадал выдающийся римский первосвятитель Стефан. Он был ревностным борцом с лжеучением карфагенского пресвитера Новата, который говорил, что не следует принимать в Церковь обращенных из еретиков. Скрываясь во время гонений на христиан, римский папа Стефан крестил многих язычников. По его молитвам разрушались языческие капища и совершались многие чудеса. Однажды святителя хотели схватить и казнить в капище Марса. Но по молитве праведника значительная часть языческого храма была разрушена, и воины разбежались. Святой Стефан вплоть до мученической кончины достойно нес свой архипастырский крест.

 

«Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче Христов и апостоле,
и мучителей обличил еси нечестие».
(Тропарь святому)


   Один из семи диаконов, которые вспоминаются в книге Деяний Апостолов – святой Стефан. Его назначили старшим над диаконами, поэтому известен он как архидиакон. Святой проповедовал христианское учение и побеждал в спорах иудейских законоучителей. Он первым пострадал за веру во Христа, поэтому Церковь называет его Первомучеником. Тело страдальца захоронили в одной из гробниц близ Иерусалима. Было это в 34-ом году после Рождества Христова. В 5-ом веке мощи архидиакона Стефана были перенесены из Иерусалима в Константинополь. Ныне десница первомученика находится в Троице-Сергиевой Лавре. Палец святого Стефана – среди святынь Киево-Печерской обители.

 

«Егда озарился еси Духом Божественным, тогда мира вся красная отвергл еси».
(Стихира святому)


   Московский Покровский собор, больше известный как храм Василия Блаженного. Ведь именно здесь покоятся мощи этого великого праведника 16-го века. Еще при жизни святой Василий пользовался особым уважением у москвичей. Как сказано в его житии, он с юных лет имел дар предвидения. И в шестнадцать лет взял на себя подвиг юродства ради Христа. Святой Василий Блаженный словом и примером учил людей добродетельной жизни, наставлял на путь истины как последнего пьяницу, так и власть имущего. В средине 16-го века, вскоре после кончины, праведник был прославлен среди святых.

14 августа у православных христиан восточного обряда
начинается Спасо-Богородичный пост.
В этот же день празднуется происхождение (изнесение)
Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Сегодня молитвенно почитаются семь мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елизар, Евсимон, Алим и Маркел, мать их Соломония и учитель их Елеазар.

 

     В 988 году 14 августа было совершено Крещение Руси.
   14 августа празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

  Через месяц после поста Апостольского бывает в Православной Церкви многодневный пост Богородичный или Спасо-Богородичный, обыкновенно называемый Успенским. Он установлен пред великими праздниками Преображения Господня и Успения Богоматери и продолжается две недели, от 1 до 15 августа. Церковь приняла и хранит этот пост, руководствуя нас к духовному благодатному преображению и подражанию Божией Матери, Которая пред Своим преселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Божия Матерь хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имея нужды в посте, как чистая и всенепорочная, однакож, предузнав о Своем преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею ходотайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и воспевать Ее, подражая Ее жизни и преклоняя Ее к предстательству о нас. Свидетельствуем истинную любовь свою к пречистой Деве Богородице святым Ей подражанием.
   Строгостью правил пощения Богородичный пост превосходит посты Апостольский и Рождественский, но строг менее св.Четыредесятницы. В понедельник, среду и пятницу Богородничнаго поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверток сварением без елея; по субботам и воскресным дням разрешает на вино и елей; а в день Преображения Господня и на рыбу.

 

«Подымем с радостию Преблаженный Крест, в церквах и градех сей предложенный».
(Канон празднику)


   «Орудие жизни». Именно так Церковь называет Крест Господень. Сегодня, в день начала Успенского поста, в православных храмах особенно почитают Животворящий Крест. Эта традиция появилась еще в 9-ом веке. Тогда в Константинополе летом часто возникали эпидемии. Чтобы предотвратить смертоносные болезни, был установлен обычай выносить из домовой церкви византийских императоров часть древ Животворящего Креста Господня. Святыню переносили в собор Святой Софии и служили водосвятные молебны. Затем часть крестного древа в течение двух недель носили по столице Византии. Все это способствовало укреплению веры и возобновлению духовных и физических сил жителей Константинополя.

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить;
а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить».
(Евангелие от Матфея (10:28)


   Святые мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий и Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а вместе с ними их мать Соломония и учитель Елеазар мученически пострадали за веру в Единого Бога в 166 году до Рождества Христова. Произошло это при правлении сирийского царя Антиоха Епифана. Он ввел в Иудее языческие обычаи. В Иерусалимском храме царь поставил статую Зевса и призывал иудеев поклоняться ей. Первой жертвой непослушания стал иудейский законоучитель Елеазар. После его мученической смерти жестоким пыткам подвергли и семерых братьев Маккавеевых и их мать Соломонию. Подвиг этих мучеников вдохновил иудейский народ на борьбу с иностранным засильем. Впоследствии Антиох был побежден, а храм очищен от идолов.

 

«Мы должны помнить об этом событии, ведь это наш исток,
из которого родилась мощная, самобытная цивилизация».
(Патриарх Кирилл)


   «Мы в изумлении стояли и не знали, где мы, – на небе или на земле». Такое впечатление осталось у послов Киевского князя Владимира после посещения православного богослужения в константинопольском храме святой Софии. Этот и многие другие аргументы повлияли на выбор святого равноапостольного князя Владимира в пользу «греческой», то есть православной веры. Согласно летописям, массовое крещение киевлян состоялось в водах Днепра и Почайны именно в этот день в 988-ом году. Приобщение к тысячелетней христианской истории поставило перед русичами новые духовные и культурные задачи и указало на средства их решения.

«Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров».
(Святой князь Андрей Боголюбский)
    Князь Андрей Боголюбский и византийский император Мануил Комнин. Эти два христианских правителя в один день в 1164 году праздновали победу над врагом. Внук Владимира Мономаха, выступая в поход против волжских болгар, взял с собой Владимирскую икону Божьей Матери. Два священника несли перед войском этот чудотворный образ вместе с иконой Спасителя и Честного Креста. Русичи победили врага. В тот же день византийское войско одержало победу над арабами. Неопровержимым доказательством того, что в этот день и на Руси, и в Византии произошло чудо, послужили огромные огненные лучи, исходившие от икон Спасителя, Божьей Матери и Святого Креста. В память об этих событиях 14 августа было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.