Новости

01 сентября в Православной Церкви памятуются такие угодники Божии:
- мученик Андрей Стратилат и с ним 2593 мученика;
- мученики Тимофей, Агапит и мученица Фекла, при Диоклетиане пострадавшие.

«Победа всегда за Христом и всегда за Церковью, потому что Христос воскрес из мертвых».
(Патриарх Кирилл)

 

     «Стратилат». В переводе с греческого – главнокомандующий. Благодаря своей храбрости, непобедимости и справедливости святой Андрей был одним из военачальников в римской армии при императоре Максимиане. В ходе боевых действий с персами Андрей Стратилат во главе небольшого войска сумел дать достойный отпор многочисленным вражеским полчищам. Свою победу праведный воин приписывал помощи Божьей. Поверив во Христа Спасителя, он убедил своих подчиненных, что десница Истинного Бога может одолеть любое языческое войско. Так и произошло. Однако христианизация римских воинов испугала императора-язычника. Святой Андрей Стратилат и еще две тысячи пятьсот девяносто три воина приняли мученическую кончину за Христа.

«Жизнь святых мучеников и подвижников является воплощенным идеалом истинной, духовной и возвышенной жизни».
(Иеромонах Дамаскин (Орловский)

 

    Учитель христианской веры святой мученик Тимофей проповедовал Слово Божье в Палестине. В начале четвертого века в языческой Римской империи это было довольно опасно. Во время очередной волны гонений при императорах Диоклетиане и Максимиане святой Тимофей смело и открыто признал себя христианином. Более того, он произнес проповедь о любви Иисуса Христа к людям. Мученика жестоко истязали, а когда увидели, что он непреклонен, его сожгли. В том же городе и в том же 304-ом году пострадали за Христа мученики Агапий и Фекла. Их бросили в клетку к диким зверям, и в нечеловеческих страданиях они приняли небесные венцы.

31 августа православные христиане 
молитвенно памятуют мучеников Флора и Лавра.
В этот же день совершается празднество в честь иконы Божьей Матери «Всецарица».

«Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудрены, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь».
(Кондак святым)

 

   Они были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Мученики Флор и Лавр жили во втором веке в римской провинции Иллирия и были каменотесами. Правитель Иллирии Ликаон отправил братьев строить языческий храм. Однажды осколок камня попал в глаз сыну местного жреца Мамертина. Святые Флор и Лавр взяли юношу к себе и наставили его в вере во Христа. После того как парень исповедовал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились за него – и глаз был исцелен. Тогда отец юноши тоже уверовал во Христа. В храме христиане сбросили идолов и поставили крест. За это бывшего жреца Мамертина, его сына и трёхсот христиан приговорили к сожжению. А мучеников Флора и Лавра бросили в пустой колодец и засыпали землей.

«Владычице, избави от обстояний, к Тебе прибегающих, от всякия напасти огради стадо Твое».
(Тропарь иконе)

 

    Эта небольшая икона 17-го века известна во всём православном мире. Чудотворный образ Божьей Матери, именуемый «Всецарица» (по-гречески «Пантанасса»), находится в Греции, в Ватопедской обители на горе Афон. С древних времен икона привлекает в монастырь многих паломников, ищущих заступничества и утешения в период тяжелых болезней и искушений. Через этот образ Матерь Божья дает исцеление от раковых заболеваний. Столь удивительную особенность иконы подтверждает множество исцелений от этого недуга в Греции и других странах.

30 августа Православная Церковь памятует таких угодников Божиих:
- мученика Мирона, пресвитера;
- преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского;
- преподобного Пимена Угрешского (ХIХ век).

«Если б у меня была сотня уст и железный язык, то и тогда я не мог бы исчислить все роды зол...и наказаний, которые устраивались для христиан».
(Лактанций)

 

  Уже два тысячелетия удивляет невероятное мужество, с каким христиане принимали смерть ради своего Спасителя. Пресвитер Мирон был одним из таких исповедников веры. Он не только не испугался гонителей, но и спас свою паству, приняв удар на себя. Чтобы заставить Мирона отречься от Христа, его пытались сжечь в печи, бросали к диким зверям, резали кожу на ремни. Огонь не обжигал святого, а звери его не трогали. Тогда один из палачей в безумном бешенстве наложил на себя руки. Под конец мучений святому отсекли голову. Отважный мученик отошел ко Христу, преданность Которому сохранил ценой своей жизни. Произошло это в 250 году при императоре Декие.

«Блаженна страна, блажен город, блаженно поколение, в которых много праведных».
(Преподобный Ефрем Сирин)

 

  С помощью обычных красок он исцелял людей. Для преподобного Алипия, одного из первых Киево-Печерских монахов, краски служили как для написания икон, так и для явления чудес. Рисовать его научили греческие мастера. Всю жизнь праведник служил своим талантом Богу и людям. Известны случаи, когда в деле написания икон ему помогали ангелы. Нетленные мощи преподобного Алипия уже девять веков свидетельствуют о святости этого человека. На его правой руке три первых перста составлены ровно, а остальные – согнуты ближе к ладони. В таком молитвенном озарении себя крестным знамением и скончался праведник. Ныне его святые мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

«Подвижника можно уподобить дереву: телесный подвиг – листья его, а душевное деяние – плод».
(Святой авва Агафон)

 

    Преподобный Пимен Угрешский. – С 10-ти лет он начал изучать Библию и жития святых. В 17-ть оставил дом и семью, чтобы стать монахом. Под влиянием оптинских старцев, святителя Игнатия (Брянчанинова) и духовных книг юноша стал человеком, достойным монашества. Преподобный Пимен Угрешский был настоящим аскетом и со всеми жил в согласии и мире. В 1853-м году митрополит Филарет (Дроздов) назначил его игуменом Николо-Угрешского монастыря. С тех пор праведник долго, терпеливо и успешно трудился над возрождением прежнего духа древней обители, заложив основу для ее дальнейшего подъема и расцвета. В 2000-ом преподобный Пимен был причислен к лику святых.

29 августа попразднование Успения Пресвятой Богородицы.

В 944-ом году 29 августа состоялось перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Сегодня празднично почитается Глинский Нерукотворный образ Спасителя.

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение».
(Величание празднику)

 

    Нерукотворный Образ Иисуса Христа. В то время, когда император Константин Багрянородный решил перенести эту святыню в столицу Византийской империи Константинополь, слава об этой иконе распространилась по всему Востоку. Поэтому арабы, в 630-м году завладевшие Эдессой, не смели препятствовать поклонению этой святыне. В 944-ом году выкупленный императором у арабского эмира Нерукотворный Образ был торжественно внесен в Константинополь и установлен в Фароской церкви Пресвятой Богородицы. Во времена иконоборства образ Спасителя стал особым свидетельством благословения Божьего. Спустя века эта икона изображалась на знамёнах русского православного воинства.

«Когда икона заговорит, она известит нам высшую радость – сверхбиологическое содержание жизни».
(Евгений Трубецкой)

 

  Эта икона является одной из главных святынь Глинского Рождества-Богородичного мужского монастыря. Чудотворный нерукотворный образ Спасителя был принесен в обитель в начале 19-го века в период настоятельства преподобного Филарета (Данилевского). С тех пор он прославился многими чудесами. После закрытия обители в 1961 году святыня хранилась у одного из бывших насельников монастыря. А в 2006 году Глинский Нерукотворный образ Спасителя вернули в его родную обитель.

28 августа праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии.

В этот день празднично почитаются Киево-Печерская икона Божьей Матери «Успение», Псково-Печерская икона Божией Матери «Успение»
и икона Софии, Премудрости Божией (Новгородская).

В День Успения Пресвятой Богородицы престольный праздник отмечают
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра,
Свято-Успенская Почаевская лавра,
Свято-Успенская Святогорская лавра.

«Почести победы над природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но, подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законам природы сверхъестественно».
(Ирмос празднику)

 

  „Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая". Так прославляет сегодня Церковь Христова событие, которое окутано и грустью о завершении жизни Заступницы Небесной, и радостью от встречи Пречистой Девы Марии со Своим Сыном и Господом. Успение, как и любая смерть – это трагедия, поскольку человек не рожден для того, чтобы умереть. Но в этом есть и удивительная встреча живой души со своим Богом. Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, ибо обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – к Богу, не коснулась Девы Марии. Она лишь уснула, чтобы затем проснуться для жизни вечной и после трёх дней с нетленным телом поселиться в небесной обители.

«Превечная Премудросте, Христе Боже наш! Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса».
(Тропарь иконе)

 

    Новгородская икона Софии, Премудрости Божьей, является списком из Константинопольского образа времён святого императора Юстиниана. Эта икона воплощает все образы Христа Спасителя: огнеликий Ангел Великого Совета, предвечный Еммануил в лоне Богоматери, Воплощенный Иисус Христос, дающий благословение, и „Уготованный Престол". Впервые такой образ появился в Новгороде в 15-ом веке. А спустя век в местной летописи было написано об исцелении от иконы незрячей женщины: „Премудрость Божия простила жену, – глазами была больна". И сегодня икона Софии, Премудрости Божьей, помогает нам исцеляться от слепоты телесной и духовной.

«Икона – явление той же благодатной силы, которая когда-то спасла Россию».
(Евгений Трубецкой)

 

   В 50-ти километрах от Пскова расположен Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. За всю свою пятисотлетнюю историю обитель никогда не закрывалась. Среди святынь монастыря – Псково-Печерская икона Успения Богоматери. Этот чудотворный образ был явлен в 1472 году над древней пещерой, от которой впоследствии получили свое название город, монастырь и сама икона. Благодаря заступничеству Богородицы, явленному через Ее иконы «Успение» и „Умиление", псковитянам в 1581-ом году удалось остановить наступление польского короля Стефана Батория. Успенская Псково-Печерская икона Божьей Матери и ныне являет чудеса.

«Днесь светло торжествует Печерская обитель и радуется явлением образа Богоматере безмерный лик Печерских отцев».
(Тропарь иконе)

 

    „Я хочу построить Себе Церковь на Руси, в Киеве". Согласно преданию, именно с этих слов Богородицы, сказанных грекам-зодчим, и началась история Свято-Успенского Киево-Печерского Собора. Икону «Успение» Пресвятой Девы греческие мастера получили как известие о названии будущего храма. С конца 11-го и вплоть до двадцатого века образ хранился над Царскими вратами главного собора Киево-Печерской Лавры. Не раз чудотворная сила иконы защищала страну от врагов. Однако во время Великой Отечественной войны собор был разрушен, а икона исчезла. Но Православная Церковь до сих пор чтит Киево-Печерскую икону «Успение» и помнит о заступничество Богородицы за Русскую землю через икону «Успение».

«Господи! Утверди меня в этом уделе, и да будет на этом месте благословение Святой Горы и моего игумена».
(Преподобный Антоний Печерский)

 

    „Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше", (Як 1:17) – говорится в Святом Евангелие. Так и появление одной из первых и самых больших православных обителей на Руси – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры – было Божьим промыслом. Сегодня, в день Успения Пресвятой Богородицы эта обитель отмечает свой престольный праздник. И вспоминает преподобного Антония Печерского, которого святые афонские старцы благословили на основание монастыря. И знамение Божьей Матери на построение главного, Успенского, храма. И всех святых угодников Божьих, насельников обители, своими подвигами прославивших Киевскую Лавру, сделав ее многовековой твердыней Православия.

«В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице».
(Тропарь празднику)

 

   В семидесяти километрах от Тернополя на высокой каменистой горе расположена Свято-Успенская Почаевская лавра. По своему историческому и церковному статусу она является второй – после Киево-Печерской. На престольный праздник обители, в день Успения Пресвятой Богородицы, сюда прибывают многотысячные крестные ходы из разных городов Украины и Молдовы. Съезжаются тысячи паломников из ближайших городов и сел, в которых нет православных храмов, чтобы исповедоваться и причаститься. А огромный Успенский собор едва вмещает всех желающих помолиться перед Почаевским чудотворным образом Божьей Матери. После праздничного богослужения традиционно проходит крестный ход.

«Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша».
(Тропарь празднику)

   

     В небольшом городке Святогорск,что на Донетчине, на крутых берегах Донца, зацепилась, словно ласточкино гнездо, за выступы святых гор белокаменная, златоглавая Святогорская лавра. С момента основания и до наших дней она находится под покровом Царицы Небесной. В истории Святогорской лавры были и периоды расцвета, и времена запустения. Однако, несмотря ни на какие препятствия, православные отовсюду тысячами стекались в Святогорский храм на престольный праздник. Именно благодаря любви и усилиям верующих возродился этот монастырь.

28 августа праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии.

В этот день празднично почитаются Киево-Печерская икона Божьей Матери «Успение», Псково-Печерская икона Божией Матери «Успение»
и икона Софии, Премудрости Божией (Новгородская).

В День Успения Пресвятой Богородицы престольный праздник отмечают
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра,
Свято-Успенская Почаевская лавра,
Свято-Успенская Святогорская лавра.

«Почести победы над природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но, подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законам природы сверхъестественно».
(Ирмос празднику)

 

  „Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая". Так прославляет сегодня Церковь Христова событие, которое окутано и грустью о завершении жизни Заступницы Небесной, и радостью от встречи Пречистой Девы Марии со Своим Сыном и Господом. Успение, как и любая смерть – это трагедия, поскольку человек не рожден для того, чтобы умереть. Но в этом есть и удивительная встреча живой души со своим Богом. Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, ибо обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – к Богу, не коснулась Девы Марии. Она лишь уснула, чтобы затем проснуться для жизни вечной и после трёх дней с нетленным телом поселиться в небесной обители.

«Превечная Премудросте, Христе Боже наш! Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса».
(Тропарь иконе)

 

    Новгородская икона Софии, Премудрости Божьей, является списком из Константинопольского образа времён святого императора Юстиниана. Эта икона воплощает все образы Христа Спасителя: огнеликий Ангел Великого Совета, предвечный Еммануил в лоне Богоматери, Воплощенный Иисус Христос, дающий благословение, и „Уготованный Престол". Впервые такой образ появился в Новгороде в 15-ом веке. А спустя век в местной летописи было написано об исцелении от иконы незрячей женщины: „Премудрость Божия простила жену, – глазами была больна". И сегодня икона Софии, Премудрости Божьей, помогает нам исцеляться от слепоты телесной и духовной.

«Икона – явление той же благодатной силы, которая когда-то спасла Россию».
(Евгений Трубецкой)

 

   В 50-ти километрах от Пскова расположен Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. За всю свою пятисотлетнюю историю обитель никогда не закрывалась. Среди святынь монастыря – Псково-Печерская икона Успения Богоматери. Этот чудотворный образ был явлен в 1472 году над древней пещерой, от которой впоследствии получили свое название город, монастырь и сама икона. Благодаря заступничеству Богородицы, явленному через Ее иконы «Успение» и „Умиление", псковитянам в 1581-ом году удалось остановить наступление польского короля Стефана Батория. Успенская Псково-Печерская икона Божьей Матери и ныне являет чудеса.

«Днесь светло торжествует Печерская обитель и радуется явлением образа Богоматере безмерный лик Печерских отцев».
(Тропарь иконе)

 

    „Я хочу построить Себе Церковь на Руси, в Киеве". Согласно преданию, именно с этих слов Богородицы, сказанных грекам-зодчим, и началась история Свято-Успенского Киево-Печерского Собора. Икону «Успение» Пресвятой Девы греческие мастера получили как известие о названии будущего храма. С конца 11-го и вплоть до двадцатого века образ хранился над Царскими вратами главного собора Киево-Печерской Лавры. Не раз чудотворная сила иконы защищала страну от врагов. Однако во время Великой Отечественной войны собор был разрушен, а икона исчезла. Но Православная Церковь до сих пор чтит Киево-Печерскую икону «Успение» и помнит о заступничество Богородицы за Русскую землю через икону «Успение».

«Господи! Утверди меня в этом уделе, и да будет на этом месте благословение Святой Горы и моего игумена».
(Преподобный Антоний Печерский)

 

    „Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше", (Як 1:17) – говорится в Святом Евангелие. Так и появление одной из первых и самых больших православных обителей на Руси – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры – было Божьим промыслом. Сегодня, в день Успения Пресвятой Богородицы эта обитель отмечает свой престольный праздник. И вспоминает преподобного Антония Печерского, которого святые афонские старцы благословили на основание монастыря. И знамение Божьей Матери на построение главного, Успенского, храма. И всех святых угодников Божьих, насельников обители, своими подвигами прославивших Киевскую Лавру, сделав ее многовековой твердыней Православия.

«В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице».
(Тропарь празднику)

 

   В семидесяти километрах от Тернополя на высокой каменистой горе расположена Свято-Успенская Почаевская лавра. По своему историческому и церковному статусу она является второй – после Киево-Печерской. На престольный праздник обители, в день Успения Пресвятой Богородицы, сюда прибывают многотысячные крестные ходы из разных городов Украины и Молдовы. Съезжаются тысячи паломников из ближайших городов и сел, в которых нет православных храмов, чтобы исповедоваться и причаститься. А огромный Успенский собор едва вмещает всех желающих помолиться перед Почаевским чудотворным образом Божьей Матери. После праздничного богослужения традиционно проходит крестный ход.

«Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша».
(Тропарь празднику)

   

     В небольшом городке Святогорск,что на Донетчине, на крутых берегах Донца, зацепилась, словно ласточкино гнездо, за выступы святых гор белокаменная, златоглавая Святогорская лавра. С момента основания и до наших дней она находится под покровом Царицы Небесной. В истории Святогорской лавры были и периоды расцвета, и времена запустения. Однако, несмотря ни на какие препятствия, православные отовсюду тысячами стекались в Святогорский храм на престольный праздник. Именно благодаря любви и усилиям верующих возродился этот монастырь.

27 августа предпразднество Успения Пресвятой Богородицы;
день памяти пророка из 12-ти Михея (VIII век до Рождества Христова).
27 августа 1091 года состоялось перенесение мощей
преподобного Феодосия Печерского.

«Вифлеем, из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
(Книга пророка Михея)

 

   Один из 12-ти малых пророков – святой пророк Михей. Он происходил из племени Иуды и был родом из города Морасфи, что южнее Иерусалима. Поэтому и называли его Морасфитянином. Свое пророческое служение святой Михей осуществлял в восьмом веке до Рождества Христова. Почти 50 лет он проповедовал при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекие. Пророк разоблачал и увещевал как Иудейское, так и Израильское царство. Михей предсказывал опасности, угрожавшие Израильскому царству во время его разрушения, а Иудее – в период нашествия ассирийского царя Сеннахирима. Именно он предрек рождение Спасителя в Вифлееме. Мощи пророка Михея были найдены в 4-ом веке после Рождества Христова.

«Открытие святых мощей преподобного Феодосия было ознаменовано удивительными чудесами и знамениями».
(Преподобный Нестор Летописец)

 

   В конце 11-го века братия Киевского Печерского монастыря решила открыть место захоронения преподобного Феодосия и перенести его мощи в соборный храм. Обретение мощей поручили Нестору Летописцу, который впоследствии описал это событие. Ночью, когда раскапывали могилу святого Феодосия, многие видели необычное сияние. Во время перенесения нетленных мощей ход остановился отдохнуть. Мощи поставили на пень. Впоследствии на этом месте построили храм в честь преподобного Феодосия Печерского. Церковь была расположена так, что пень оказался на месте престола. Немало больных, подходивших к гробнице преподобного Феодосия, получали исцеление.

26 августа в Православной Церкви памятно такими событиями:
- в 662 году состоялось перенесение мощей преподобного Максима Исповедника;
- день памяти Святого Тихона Задонского;
- празднование в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»;
- в 1990 году началось возрождение Кременецкого Богоявленского
женского монастыря.

«Ничто в обожении не есть произведение природы, ибо природа не может понять Бога».
(Преподобный Максим Исповедник)

   Преподобный Максим исповедник жил в седьмом веке. Тогда Церковь страдала от еретического учения монофелитов. Они утверждали, что Иисус Христос имеет две природы (человеческую и божественную), но одну волю – лишь божественную. В то же время отцы Церкви отстаивали мысль относительно двух воль Спасителя – человеческой и божественной. Святой Максим активно проповедовал православное учение. За это и пострадал от рук Константинопольского патриарха-монофелита Констанса Второго. После жестоких истязаний праведника сослали в Колхиду, где он и скончался. Затем его мощи были перенесены в Константинополь.

«Богу так угодно, что служители смеются надо мной – я и достоин того за грехи мои. Прощение лучше мщения».
(Святитель Тихон Задонский)

 

    Последние 16 лет своей жизни святитель Тихон прожил в Задонском монастыре Воронежской епархии. Поэтому и именуют его в наших святцах Задонским. Лишь шесть лет он прослужил епископом. Из них четыре – на Воронежской кафедре. За это время святитель и словом, и делом призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. В расположении войска донских казаков он организовал миссию для обращения ко Христу раскольников. В Воронеже открыл духовную семинарию и сумел искоренить народные празднования в честь божка Ярила. По состоянию здоровья святитель Тихон отошел от дел, посвятив время молитве, чтению Слова Божьего и делам милосердия. Ныне он известен и как автор книги «Сокровищница духовная».

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу».
(Евангелие от Луки 2:34)

 

    Икона Божьей Матери "Умягчение злых сердец". На этом образе Пресвятая Богородица изображена пронизанной семью стрелами. Поэтому её еще называют «Семистрельной». На иконе отражён евангельский рассказ о том, как на сороковой день после рождения Иисуса Христа праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Богомладенца в храм для совершения над Ним обрядов по закону Моисееву. В храме их встретил святой старец Симеон. Он сообщил, что этот Младенец – обетованный Мессия, и предрек Святой Деве великие страдания за Ее Сына. Символично скорбь Богоматери изображена на иконе семью стрелами, пронизывающими Ее сердце.

«Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни».
(Псалтырь 92:5)

 

   Кременецкий Богоявленский женский монастырь. Эта обитель была основана в 1636-м году с благословения Киевского митрополита Петра Могилы. Сначала это был мужской монастырь. С целью защиты Православия от Унии при нём действовало Богоявленское братство. В обители существовали также школа, типография и больница. В 18-ом – 19-ом веках в монастыре совершали службы греко-католики. В 1953-ем году обитель стала женской, но ненадолго. Спустя 6 лет ее закрыли. Ровно 24 года тому назад, 26-го августа 1990-го года, с благословения архиепископа Тернопольского и Кременецкого Лазаря (Швеца) в Богоявленском женском монастыре вновь загорелась лампада молитвы.

25 августа день памяти таких мучеников за веру Христову:
- мучеников Аникиты и Фотия, и многих с ними;
- священномученика Александра Команского (III век).

25 августа (12 августа по старому стилю) 1581 года
Иван Федоров издал Острожскую Библию.

«Ходи путем добрых и держись стезей праведников. (Прит.2:20)»
(Книга притч Соломоновых)

 

    Мученики Аникита и Фотий были родом из Никомидии, имевшей в конце третьего века статус восточной столицы Римской империи. После того как император Диоклетиан установил на городской площади орудия для пыток христиан, Аникита вместе со своим племянником Фотием стали разоблачать правителя. Разгневанный император приказал предать их пыткам. Но ни разъяренный лев, ни меч, ни огонь, ни кипящее олово не причинили исповедникам никакого вреда. Видя это, многие язычники уверовали во Христа и приняли муки вместе с мужественными Аникитой и Фотием.

«Многие же будут первые последними, и последние первыми».
(Евангелие от Матфея (19:30)


    Cвященномученик Александр Команский хорошо знал Священное Писание, владел многими языками и разбирался в науках. Но, решив принять подвиг юродства, стал жить в бедности и торговать углем. Когда в городе Команы выбирали епископа, святитель Григорий Неокесарийский сказал, что народный избранник должен иметь чистое сердце и жить благочестиво. Кто-то, шутя, предложил кандидатуру Александра-угольщика. Но Григорий увидел в этом Божье провидение. Проверив духовные знания юродивого, святитель действительно предложил его кандидатуру. Так Александр Команский стал архиереем. В сане епископа он проявил себя мудрым пастырем. Скончался праведник в третьем веке мученической смертью за Христа.

«Любое слово Божье в этой святой книге книг – одновременно открытие истины и указание жизненного пути».
(Святитель Николай Сербский)

 
   12-ое августа 1581-го года. Эта дата, указанная по старому стилю, стоит на последней странице издания Острожской Библии. Издатель ее, как и большинства первых напечатанных в то время в Украине книг, – диакон Иван Федоров. Первопечатнику помогал в этом благородном деле князь Константин Острожский. Некоторые части Библии основаны на переводе Франциска Скорины. Среди источников указывают и «Геннадиевскую Библию». До подготовки издания Елисаветинской Библии книгу диакона Ивана Федорова почти 200 лет считали официальной редакцией славянской Библии. Князь Острожский отправил несколько экземпляров царю Иоанну Грозному и папе Григорию 13-му. Тираж Библии был невероятный – полторы тысячи экземпляров. До нас дошло около 350-ти книг.

24 августа Православная Церковь памятует:
- преподобномучеников Василия и Феодора Печерских;
- преподобного Иоанна, затворника Святогорского (ХIХ век);
- мученицу Сосанну (III век);
- преподобномученицу Рафаилу (Тертацкую) (ХХ век).

«Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте».
(Тропарь святым)


   Вот уже почти тысячу лет их нетленные мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. – Святые Василий и Феодор. Проведя много лет в обители, Феодор начал жалеть о том, что раздал немало имущества бедным. Но преподобный Василий помог ему преодолеть жадность. Однажды преподобный Василий в течение трёх месяцев нёс послушание за пределами монастыря. Бес в обличии Василия явился преподобному Феодору и указал место, где разбойники спрятали сокровище. Вернувшись в обитель, Василий еще раз помог монаху побороть сребролюбие. Но слухи о сокровище дошли до князя Мстислава Святополковича. Желая узнать о местонахождении ценностей, он подверг обоих святых смертельным мукам. Вскоре, согласно пророчеству преподобномученика Василия, князь умер.

«Велико Твое, Господи, милосердие, что вспомнил меня недостойного
и не допустил меня до конца погрязнуть в заботах житейских».
(Преподобный Иоанн Святогорский)


Затворник, преподобный, чудотворец – все это о подвижнике позапрошлого века святом Иоанне Святогорском. В тридцативосьмилетнем возрасте он поселился в Глинской пустыни. Спустя 11 лет, обогатившись духовно, праведник перешел в Святогорский Свято-Успенский монастырь. Там Иоанн нёс послушание эконома и много сделал для развития обители. Позже с благословения настоятеля он полностью уединился в меловой пещере. В течение семнадцати лет он пребывал в затворе. Утратив интерес к удовольствиям мирской жизни, преподобный Иоанн получил чудесные дары непрерывной молитвы, рассуждений, предсказаний, чудотворений. Его мощи ныне – одна из главных святынь Свято-Успенской Святогорской Лавры.

«Они устояли против невыносимых мук, а ты преодолевай неприличные
и порочные мысли – так подражай мученикам).
(Святитель Иоанн Златоуст)


    "Я сама приношу себя в жертву Господу моему", – так ответила святая Сосанна на требование принести жертву идолам. Красота юной девушки поразила императора Диоклетиана. Его родственники отправились договариваться с семьей Сосанны о ее браке с соправителем Диоклетиана – императором Максимианом Геркулом. Но встреча христианской и языческой семей закончилась обращением последних в христианство. Разозлившись, Диоклетиан отправил своих родственников в изгнание, а юную деву силой забрал во дворец. Отказавшись выйти замуж за язычника, Сосанна приняла мученическую смерть.

«Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши; на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления).
(Молитва к святой)


  В 1926-ом году богоборческая власть закрыла Чигиринский Свято-Троицкий женский монастырь. В то время настоятельницей обители была матушка Рафаила (Тертацкая). По ее благословению сёстры поселились вместе и вместе совершали молитвы. Это вызывало раздражение у активистов местной организации "Безбожник". Однажды шесть мужчин в нетрезвом состоянии ворвались в дом настоятельницы и требовали отдать им церковные ценности. Получив отказ, они привязали Рафаилу к дереву и пытались сжечь заживо, но пошел дождь. Тогда исповедницу отвезли на бывшую скотобойню, где над ней надругались, избили и закололи штыками. Уже в наши дни были найдены нетленные мощи мученицы. А в 2009-ом году Рафаила (Тертацкая) была причислена к лику святых.