Новости

2 января начинается предпразднство Рождества Христова. Также в этот день Святая, Соборная и Апостольская Церковь празднует день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Игнатия Богоносца.

Предпразднство Рождества Христова в 2014 году проходит со 2 по 6 января. Как некоторые другие двунадесятые праздники, Рождество Христово имеет дни предпразднства и попразднства, но при этом Рождество Христово самый продолжительный — пять дней предпразднства и шесть попразднства, что показывает значимость события.
Предпразднство Рождества следует проводить в ожидании. Это внутренняя подготовка, рассуждения и размышления о событиях и участниках, связанных с рождением Спасителя. Так же в это время в Храме на Богослужении начинают читать молитвы посвященные Рождеству.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года (в день памяти великого болгарского святого - преподобного Иоанна Рыльского), в семье причетника Илии Михайловича и Феодоры Власиевны Сергиевых в с.Сура Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении по крайней мере 350 лет.
Школьные дела у юного Иоанна, слабого здоровьем, шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского, Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен в собор апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Пастырский долг отец Иоанн видел в непрестанной молитве, в духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи нищих, бездомных, сирот. Его благотворительность и бескорыстие были безграничны. "У меня своих денег нет, - говорил отец Иоанн. - Мне жертвуют, и я жертвую...".
Им были основаны "Дом трудолюбия" с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, попечительства для помощи бедным, ночлежный и странноприимный дома, монастыри и храмы в разных епархиях. Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления - Божественную литургию. К нему на исповеди, длившиеся иногда по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Отец Иоанн совершал Литургию почти каждый день. Ревность о Боге и людях Божиих стяжала ему дар дерзновенной молитвы и исцеления. Имя отца Иоанна было широко известно: со всей России, из Европы, Индии, Америки ему присылали тысячи писем и телеграмм с просьбами о молитве. Святитель Феофан Затворник († 1894) писал: "Отец Иоанн Кронштадтский - Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его". Открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные отцом Иоанном. Наша неверующая интеллигенция и ее печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией. Но все же очень много чудес записано и сохранено в памяти. По молитве отца Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук отца Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к отцу Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека. По молитве отца Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как отец Иоанн вознес там свою молитву. Отец Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой отцу Иоанну за его великие подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним. Дар чудотворения отец Иоанн воспринимал как особую благодать Божию. «Так как при настоящей моей жизни, - говорил он, - мне постоянно приходится быть в мире, посещая дома людей всякого звания и состояния, где предлагается угощение, которое мне часто приходится принимать, чтобы отказом не огорчать предлагающих с любовию, то, естественно, мне не представляется возможности держать строгий пост. Вообще в своей жизни я не брал на себя никаких особенных подвигов. Не потому, конечно, что я не считаю их нужными, а потому, что условия моей жизни не позволяют мне этого, и я никогда не показывал себя ни постником, ни подвижником и т.д., хотя ем и пью я умеренно и живу воздержанно». Все это казалось со стороны невозможным, невероятным: как, не будучи монахом, живя в миру, можно было достичь такого высокого совершенства в духовной жизни?! Слава о кронштадтском чудотворце достигала самых удаленных уголков России. А. П. Чехов, посетивший остров Сахалин, самую дальнюю окраину России, где находилась каторга, вспоминал: «В какой бы дом я ни заходил, я везде видел на стене портрет отца Иоанна Кронштадтского». Огромные толпы людей собирались там, где служил отец Иоанн, а ездить ему приходилось много. Так, например, по свидетельству очевидцев, харьковский собор во время служения чудотворца 15 июля 1890 года не мог вместить всех молящихся: не только сам собор, но и площадь около него, и даже соседние улицы были заполнены народом. 20 июля отец Иоанн совершал моление на соборной площади, и народу собралось более 60 тысяч. Такие же сцены происходили в поволжских городах: Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде - и многих других городах.
Отец Иоанн соорудил, расширил и поддерживал многие девичьим монастыри, благословлял поступление в них, любил посещать их и служить в их храмах и, вообще, принимал живейшее участие в жизни монастырей и отдельных сестер. Инокиня Лесненского монастыря Параскева П., со слов инокини Иоанновского монастыря Марии, жившей при о. Иоанне 10 лет до поступления своего в монастырь, передает о следующих случаях, имевших место в Иоанновском монастыре.
Монахиня Иоанновского монастыря Евсевия, несшая послушание на кухне игумений, в день какого-то большого праздника, в который ожидали приезд отца Иоанна, почувствовала себя настолько плохо, что не могла даже встать с постели. Приезжает о. Иоанн. Ему говорят о болезни монахини Евсевии. Он тотчас идет к ней и говорит: «Мать Евсевия, ведь сегодня большой праздник, что же это ты лежишь?» Она отвечает, что не может подняться, так голова болит. О. Иоанн положил ей руку на голову и боли сразу утихли. Мать Евсевия почувствовала себя совсем здоровой и пошла готовить обед. Здесь случай такой, как упоминается в Евангелии от Марка, гл. 1, ст. 30. «Теща же Симонова лежала в горячке: и тотчас говорят Ему о ней», ст. 31. «Подошедши Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им».
Монахиня Иоанновского монастыря, имя которой рассказчица не помнит, но знала ее лично, была наказана игуменией лишением послушания и находилась в таком состоянии уже год. Вскоре у этой монахини заболели ноги. Как-то приезжает о. Иоанн и спрашивает игумению: «Матушка, а что у тебя все ли сестры на послушании?» Игумения удивленная и смущенная этим вопросом отвечает: «Да, все». «А такая-то», говорит о. Иоанн, называя имя той монахини, «у тебя на каком послушании?» Игуменья отвечает, что у нее болят ноги. Тогда о. Иоанн идет сам к этой монахине и говорит ей: «пора уже тебе идти на послушания». После посещения о. Иоанна она почувствовала себя совершенно здоровой, боли в ногах как не бывало. Впоследствии эта монахиня несла послушание привратницы.
Новый Завет дает нам много примеров, когда Господь Иисус Христос и святые Апостолы исцеляли единым словом.
Вышеупомянутая инокиня Иоанновского монастыря Мария, рассказала про себя следующее:
Часто, когда она готовилась к причащению о. Иоанн говорил ей: «Ты сегодня причащаться не будешь». В другой же раз, когда она совершенно не готовилась к причащению, о. Иоанн неожиданно говорит ей: «Мария, ты должна сегодня причаститься». И к великому удивлению у нее появлялось вдруг такое сокрушение о грехах, какого ей не удавалось вызвать долгой подготовкой. Отсюда видно, что о. Иоанн имел от Бога благодать и власть внушать людям святые чувства. На родине своей в селе Суре о. Иоанн соорудил каменный монастырь, собор с двумя приделами и школу. Монастырь этот получил название Сурского девичьего монастыря.
В г. Архангельске на набережной реки Северной Двины о. Иоанн соорудил каменное здание с церковью - подворье Сурского монастыря.
Очень любил о. Иоанн Леушинский женский монастырь, Череповецкого уезда Новгородской губернии, где помощью его было 12 престолов и девичье училище, чуть ли не с гимназическим курсом. В Леушинском монастыре не было хорошей воды.
Игумения, престарелая Таисия, просила о. Иоанна благословить место для рытья нового колодца.
О. Иоанн сказал: «хорошо, завтра после обедни я тебе укажу место».
После обедни о. Иоанн указал игумении место для колодца недалеко от алтаря церкви.
Колодезь был вырыт и дал отличную воду в большом количестве.
Это случай часто повторяющийся с о. Иоанном. Когда он о чем-либо просил Бога, то получал от Святого Духа ответ, что молитва его услышана или указание, как поступить.
Подобные случаи бывали часто со святыми Апостолами.
Так, напр., Деяния Апостолов, гл. 8, ст. 29. «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице».
Деяния Апостолов, гл. 10, ст. 19 «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот три человека ищут тебя». Ст. 20 «Встань, сойди и иди с ними нимало не сомневаясь, ибо Я послал их».
Деяния Апостолов, гл. 20, ст. 22 «И вот, ныне я, но велению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною»;
ст. 23 «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня».
В Ярославской губ. о. Иоанн также соорудил девичий монастырь, где он часто бывал. Одна из монахинь Хоповского монастыря, на Фрушкой горе в Югославии, передает два следующих рассказа из жизни о. Иоанна.
Монахиня эта, в бытность свою в С.-Петербурге в церкви, где служил о. Иоанн, после службы присутствовала при том, как к о. Иоанну привели девушку, находившуюся в состоянии умопомешательства. Девушка эта была очень красивая, из знатной богатой семьи. Родственники ее обратились к о. Иоанну с вопросом, о причинах умопомешательства этой девушки, образованной, умной и, как им казалось, чрезвычайно доброй.
После внимательного взгляда на нее, о. Иоанн сказал: «Полагаю, что болезнь постигла ее за гордость». О дальнейшей судьбе этой девушки монахиня не знает.
Второй рассказ той же монахини касается ее родной сестры, которая, страдая много лет эпилепсией, обратилась к о. Иоанну, но исцеления от него не получила, он ей сказал лишь: «Трудись, молись, с врагом борись и почаще причащайся».
9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге (ныне монастырь возрожден и с 1992 года является ставропигиальным). Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.

Игна́тий Богоно́сец, Игнатий Антиохийский — муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года. Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова[1]. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене. Прозвище, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа». Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима. О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает[2], что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа». Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии. Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей[3]: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.

1 января день памяти мученика Вонифатия; мучеников Илии, Прова и Ариса Египетских; Преподобного Илии Муромца.

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284—305).
Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим. В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?». Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о прежде содеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу. В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жестоким пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения. Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзили под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа. Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых. Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей — пьянства и распутства.

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII—XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения. В день памяти преподобного Илии Муромца полагалось поклониться родной земле и вспомнить славные подвиги народных героев — защитников Отечества.

 Святого мученика Севастиана.

С 31 декабря на 1 января наступит Новый 2014 год. И мы также должны обновить свое сердце. Прочтите это жизнеописание великого святого мученика Севастиана и дружины его: Никострата, казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина, пресвитера, и сыновей его, Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата его Викторина, Тивуртия и Кастула, память которых почитает Православная Церковь 31 декабря, и Вы увидите главную цель нашей жизни, к которой и должны стремиться всей своей жизнью!
Во дни императоров Диоклетиана и Максимиана в Риме, в царском дворце был начальником стражи Севастиан, тайный христианин. Он скрывал свою веру не потому, что боялся мучений, но до времени, по Божией воле, чтобы помогать христианам, которые были тогда жестоко гонимы. Некоторых он освобождал от мучений или облегчал их страдания, а иных укреплял словом Божиим на подвиг, убеждая мужественно пролить свою кровь за Христа. Видя многих святых, радостно идущих на муки, Севастиан и сам загорелся желанием пострадать ради вечной жизни и только ожидал указания Божия и удобного времени.
Однажды за исповедание Иисуса Христа схватили и бросили в темницу двух братьев — Маркеллина и Марка. Они мужественно перенесли все мучения и уже приготовились к смерти, но казнь была отложена. Оказалось, что родственники упросили правителя Рима дать им возможность уговорить Маркеллина и Марка отречься от Господа. Родители мучеников, их жены и дети, все родственники и близкие знакомые обступили их и несколько дней надрывали им сердца своими уговорами, слезами и жалобами.
И дрогнули Маркеллин и Марк, и уже было согласились принести жертвы идолам, чтобы только утешить своих плачущих ближних, но вдруг поднялся святой Севастиан, находившийся в то время с ними, и стал увещевать страдальцев и окружавших их язычников быть верными Господу Иисусу. Слово его, исполненное силы и Духа Божия, не только укрепило Маркеллина и Марка в исповедании Христа, но обратило к истине всех присутствовавших.
Внезапно осиял Севастиана Божественный свет, лицо его просветилось, и семь ангелов приступили к нему и облекли его благодатью, как бы одеждой. Затем сам Господь явился ему в образе прекрасного юноши, благословил и сказал:
─ Ты всегда будешь со Мною, Севастиан.
Все это происходило в доме знатного чиновника Никострата, у которого жена потеряла дар речи. Севастиан на глазах у всех исцелил ее знамением креста. Увидев явное чудо, Никострат, его жена Зоя и все родственники Маркеллина и Марка приняли святое крещение. При этом все болящие исцелились.
Две недели они провели в совместных молитвах, а потом Транквиллина, отца Маркеллина и Марка, призвал к себе римский епарх Агрестий Хроматий и спросил его о сыновьях. Тогда Транквиллин исповедал перед ним Господа Иисуса Христа. И неожиданно Божия благодать коснулась епарха, он сказал Транквиллину, что если Господь исцелит его (Агрестий тяжко болел), то он станет христианином. К нему пришли святой Севастиан и святой иерей Поликарп, научили его истинной вере, а идолов, бывших в доме Агрессия, уничтожили. И явился ему ангел Господень, и сказал:
─ Господь наш Иисус Христос, в Которого ты уверовал, послал меня даровать тебе здоровье.
И тотчас Агрестий Хроматий исцелился от своей болезни, а потом крестился со своим сыном Тивуртием и всеми домашними. Больше тысячи человек просветилось тогда от проповедей Севастиана.
Гонение на христиан в Риме становилось все более жестоким, и святой Гаий, папа Римский, благословил всем, кто не был готов на пролитие крови за Христа, удалиться из Рима. Множество христиан укрылись в поместьях Агрестия Хроматия, где спасли свои души, хотя и не сподобились мученического венца. С ними удалился и святой Поликарп, чтобы наставлять их и укреплять в вере. В Риме со святителем Гаием остались Маркеллин и Марк с Транквиллином, Севастиан и Тивуртий, а также Никострат и жена его Зоя. Кроме них — Симфориан, Викторин, Касторий и Клавдий. А большинство увели Агрестий Хроматий и святой Поликарп.
Однажды, когда Зоя молилась у гроба апостола Петра, ее взяли язычники, неделю морили голодом и убили, повесив за волосы. Мученица явилась в видении Севастиану и рассказала ему о своей кончине. Транквиллин, когда услышал об этом, воскликнул:
─ Жены идут к венцу прежде нас! Отчего же мы живем?
Он тоже пошел ко гробу апостола, и там нечестивые побили его камнями и бросили тело в Тибр. Когда Никострат, Викторин, Симфориан, Касторий и Клавдий ходили по берегу Тибра, отыскивая тела Зои и Транквиллина, их взяли язычники и по приказу епарха утопили в море.
Тивуртия предал провокатор Торкват, выдававший себя за христианина, чтобы только отыскивать христиан и предавать их язычникам. Тивуртию отрубили голову. По доносу того же Торквата взяли Марка, Маркеллина и Кастула, в доме которого совершались богослужения. Кастула после многих мучений закопали в землю живым, а Маркеллина и Марка прибили гвоздями ко пню и оставили стоять день и ночь, а наутро закололи копьями.
Наконец и святого Севастиана взяли под стражу и по приказу императора расстреляли, так что все его тело оказалось пробито стрелами. Ночью христианка Ирина хотела похоронить его, но Господь воскресил Севастиана, а через несколько дней он выздоровел, вышел навстречу царям Диоклетиану и Максимиану и стал обличать их в неправде, говоря:
─ Христиане, гонимые вами, молятся о вас Богу и о здравии всего римского воинства, и молитвами их Рим процветает.
Удивленный Диоклетиан спросил:
─ Ты ли это, расстрелянный Севастиан?
Севастиан отвечал:
─ Господь мой Иисус Христос воскресил меня, чтобы я перед всеми людьми был свидетелем вашей неправды, обличая вас в том, что вы несправедливо гоните христиан.
Тогда по приказу царей Севастиана забили до смерти палками, и он с радостным восклицанием отошел ко Христу, чтобы принять от Него за свой подвиг победный венец. Аминь.
Как видите, никто из принявших мученический венец не придерживался земной жизни, и, в конце концов, взлетели они душой в Небо, где Господь их встретил с великой радостью! Вот наша истинная жизненная цель! Стремиться в Небо. Всеми своими поступками и даже желаниями!
Помоги нам с Вами Господи в наступающем году как можно ровней держать курс к этой единственной истиной жизненной цели!

Также, 31 декабря Православной Церковью поминается Святитель Модест, патриарх Иерусалимский, который родился в Севастии Каппадокийской (Малая Азия), на границе с Арменией, в христианской семье. С юных лет он почувствовал сердечное влечение к Господу и, отрекшись от мира, проводил строгое иноческое житие. Впоследствии он был настоятелем обители святого Феодосия Великого в Палестине. В то время на Сирию и Палестину (614) напали войска персидского царя Хозроя и, объединившись с иудеями, перебили 90 тысяч христиан и разрушили христианские храмы. Иерусалимский Патриарх Захария и множество христиан вместе с Крестом Господним были взяты в плен. Святому Модесту было поручено временно управлять Иерусалимской Церковью в должности местоблюстителя патриаршей кафедры. Святой Модест с помощью Александрийского патриарха Иоанна Милостивого (память 12 ноября) восстановил разрушенные христианские святыни, в том числе храм Гроба Господня. Он с честью похоронил останки убитых иноков из обители святого Саввы Освященного. В 628 году Хозрой был принужден просить мира у Византийского императора Ираклия (610–641). С великим торжеством Животворящий Крест был снова принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел также вернувшийся из 14-летнего плена патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. Вскоре, истомленный скорбями патриарх Захария мирно скончался. И в 634 году 95-летний святой Модест был поставлен Патриархом Иерусалимским. Через два года святитель почил от своих непомерных трудов.
Святитель Модест, архиепископ Иерусалимский, известен в православном народе как хранитель скота и потому в Сказании о святых ему назначается молитва на случай падежа скота – День Модеста Скотохранителя.

30 декабря по православному церковному календарю день памяти святого Пророка Даниила и трех отроков Анания, Азария и Мисаила.

Вавилонский плен, в который еврейский народ был уведён царём Навуходоносором, длился семьдесят лет. Это было наказанием богоизбранному народу за то, что он забыл единого Бога и поклонялся идолам. Годы плена для иудеев стали временем прозрения, плача о совершённых преступлениях, о потерянной родине. За эти семьдесят лет и языческим народам Вавилонии были открыты сила и могущество Бога. Все эти годы Господь, поддерживая и укрепляя Свой народ, являл великие чудеса. Необыкновенные явления заставили многих людей задуматься об истинном Боге. Среди них были даже могущественнейшие цари Вавилона, перед троном которых склонялись покорённые народы.
Многие из этих чудесных событий были связаны с именем пророка Даниила и близких ему людей. Захватив Иерусалим, вавилонский царь Навуходоносор приказал собрать лучших юношей из знатных еврейских семей. Они должны были получить хорошее образование, а затем служить при царском дворе. Среди юношей оказался и будущий пророк Даниил. Во дворце владыки огромной языческой империи Даниил и его друзья остались верны истинному Богу.
Однажды царь Навуходоносор поставил близ Вавилона золотого идола и повелел всем своим подданным поклониться ему. Ослушавшихся царского повеления ждала смерть в раскаленной печи. Завистливые слуги донесли Навуходоносору, что друзья Даниила — Анания, Азария и Мисаил — не поклонились истукану. Царь разгневался и приказал привести юношей к себе. Он повелел разжечь огромную печь и бросить в неё отважных отроков. Но огонь не коснулся их. По молитве Анании, Азарии и Мисаила Господь послал к ним Ангела, который спустился в огненную печь и превратил огонь, пылающий в печи, во влажный ветер. И тогда вновь обратились юноши к Богу, но уже с молитвой благодарности. В этой молитве благочестивые отроки благодарили Бога за зной и за холод, за ночи и дни, за всё, что даёт Бог человеку. И тогда поражённый чудом царь Навуходоносор прославил Бога, в Которого веровали Анания, Азария и Мисаил.
Ещё несколько удивительных событий произошли в вавилонском плену. Они связаны с самим пророком Даниилом. Богом ему была отпущена долгая жизнь. Он видел и смерть царя Навуходоносора, и падение самого Вавилона.
Царь Валтасар как-то устроил большой пир для тысячи своих приближённых. На нём сам царь, его вельможи, жёны и наложницы пили из священных сосудов, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма. Сосуды были предназначены для богослужения истинному Богу. На пиру же Валтасара из них упивались вином язычники, воздавая хвалу своим ложным богам. Господь чудесным образом остановил кощунство. В воздухе появилась рука, которая начертала на стене непонятные слова. Царь затрепетал от ужаса и закричал, чтобы привели к нему гадателей. Но никто из них не смог растолковать таинственную надпись. Только призванный в царский дворец пророк Даниил смог объяснить написанное. Он сказал царю, что за оскорбление единого Бога тот потеряет своё царство. В ту же ночь персы хитростью захватили Вавилон. Царь был убит.
Другое чудесное событие произошло с пророком Даниилом уже при Дарии мидянине, которого персидский царь Кир поставил управлять Вавилоном. Завидуя высокому положению пророка, царедворцы решили погубить Даниила. Они попросили Дария подписать указ, на время запрещающий обращаться с просьбой к какому-либо богу или человеку, кроме самого царя. Преступившего это приказание должны были бросить в яму со львами.
Тем временем пророк Даниил не переставал каждый день молиться Богу и за всё благодарить Его. Враги пророка не преминули донести об этом Дарию. Царь понял, что его обманули, но он не мог отменить своего решения. Скорбя и сожалея о своём указе, он приказал бросить Даниила ко львам. Дарий, ещё до чудесного спасения пророка, чувствовал истинность его Бога. Он ободрял Даниила удивительными для язычника словами: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!». И Господь спас своего верного слугу. Еле дождавшись утра, царь пришёл к яме и обнаружил там Даниила в окружении мирно лежащих львов. Тогда Дарий, укреплённый столь явным свидетельством силы истинного Бога, издал новый указ. Он повелел, чтобы во всякой области его царства «трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно» (Дан. 6,26). Этот указ отразил веру самого Дария, царя языческой страны, которому открылась истина. Эта истина заключается в том, что в мире существует только один Бог — Творец неба и земли, Которому повинуются вся природа и все земные обитатели. Истинный Бог любит и заботится о спасении всех людей. Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо все люди — сыны Его, и ради их спасения Он сошёл на землю и добровольно принял смерть на Кресте.

Неделя праотцов.

В предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым, т.е. сегодня, Церковь празднует память святых праотец, ветхозаветных праведников, которые служили Богу еще до рождения Спасителя. Не случайно, этот праздник приходится на время подготовки к встрече Рождества Христова, самого важного события в человеческой истории. Церковь почитает ветхозаветных святых именно за их веру в то, что это событие, обещанное Богом еще Адаму, непременно произойдет, в мир придет Мессия, Спаситель человечества. Имея надежду на это обетование, даже в самых сложных ситуациях и враждебном окружении они оставались верны Богу.

Благодаря им в человеческом роде сохранилась истинная вера в единого милосердного Бога-Творца мироздания. Без надежды на приход в мир Мессии не смогла бы появиться Пресвятая Богородица, Которая всем сердцем отозвалась на зов Божий и приняла предвечную божественную волю о рождении Спасителя как свою собственную. Не зная истинного учения о Едином Боге, ученики Христовы не приняли бы евангельской проповеди и не смогли бы принести ее всем народам. Конечно, во всей полноте истинная вера открылась только после пришествия в мир Спасителя, но, если бы ветхозаветные праведники не сохранили свет подлинного Богопочитания во мраке язычества, мир бы не устоял, погрузившись в бездну идолопоклонства, как это случилось во времена Ноя.

Ветхозаветные святые называются праотцами не только потому, что они жили в древние времена и стали родоначальниками многих народов, в первую очередь, еврейского народа, который был призван Богом хранить истинную веру и из которого по плоти и произошел Христос. В духовном смысле они являются праотцами не только своих потомков по плоти, но и всех верующих. Родоначальника еврейского народа Авраама апостол Павел называет «Отцом всех верующих» (Рим. 4, 11). Сам Спаситель обличает не уверовавших в Него иудеев, гордившимся своим происхождением: «не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9; Лк. 3, . Действительно, из представителей многих дотоле языческих народов, уверовавших во Христа, Бог создал новых «детей Авраама», новый богоизбранный народ, Святую Церковь. Таким образом, история Ветхого Завета — это и наша история, а ветхозаветные праведники — это наши христианские святые, пусть и жившие до Христа. Для каждого христианина они могут стать примером настоящей верности Богу.

29 декабря совершается память Святого пророка Аггея.

Святой пророк Аггей, память коего совершается 29 декабря, был современником построения второго Иерусалимского храма, воздвигнутого на месте первого – Соломонова. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми.
Построение второго Иерусалимского храма было предпринято Иудеями по возвращении из плена Вавилонского (в начале VI в. до Р.Х.). Сооружение храма было сопряжено с большими трудностями. Но главным препятствием к успешному сооружению храма было то, что прежнее горячее усердие Иудеев охладело. Они устремили свою деятельность на другое, занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело время строить дом Божий. И вот в сие время посылает Господь к Иудеям пророка Аггея с обличением, а также и обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии второго храма перед первым.
В своих речах, относящихся к сооружению храма, пророк Аггея возбуждает Иудеев к строению обличением их беспечности и нерадения о доме Божием и указанием безуспешности от сего в делах их, бесплодия земли и других наказаний Божиих. Он возбуждает их также безопасностью и благовременностью строения, уверением присутствия и покровительства Божия в сем деле, величием и превосходством нового храма, необходимостью его для них и обещанием им благословения Божия за исполнения воли Господа.
Всякое приношение верующего, совершаемое с любовью для Господа, не может не быть приятно и благоугодно пред Ним, ибо Он зрит не на самую приносимую вещь, но на сердце приносящего: две лепты бедной вдовицы были очень скудным и почти ничтожным приношением в богатый и великолепный храм Иерусалимский; но пред очами Всевидящего они были несравненно выше всех сокровищ тщеславных фарисеев, потому что пожертвованы были из редкой любви и усердия к Богу.
Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена, но и самые могилы наши – исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений. Но если, во дни земной жизни нашей, мы отверзали руку свою к посильному благодеянию храмам Божиим, то никогда не забудет о сем святая Церковь. Всякий раз, когда будет возноситься на алтаре Господнем умилостивительная жертва, она и сама будет умолять Господа, и возбуждать всех предстоящих чад своих к прилежной молитве о создателях и благодетелях храмов Божиих!

28 декабря Святая, Соборная и Апостольская Церковь почитает таких угодников Божиих: преподобного Павла Латрийского, святителя Стефана Сурожского, преподобного Трифона Печенгского.

Преподобный Павел Латрийский был уроженцем города Элен в Пергаме. Рано потеряв отца, он воспитывался в обители святого Стефана во Фригии, а после смерти матери всецело посвятил себя иноческим подвигам в монастыре на горе Латр, близ Милета. Желая достичь еще более высокого совершенства, он затворился в пещере. Своими подвигами он стяжал дар прозрения и чудотворения. Император Константин Багрянородный (912 - 959) часто писал преподобному, прося его молитв и советов. Дважды преподобный Павел удалялся на остров Самос, где основал лавру и восстановил три монастыря, разоренные агарянами. Предсказав свою кончину, старец преставился к Богу в 955 году.

Святитель Стефан Сурожский был епископом Сугдейской епархии, которая занимала территорию побережья от современного Судака до Алушты. Когда в Суроже (Судаке) умер епископ, Константинопольский патриарх прислал сюда святителя Стефана – высокообразованного, мудрого архиерея. За пять лет его деятельности в Суроже и окрестностях практически не осталось язычников, почти все жители приняли христианство. А между тем надвигались страшные времена. Грандиозные церковные смуты потрясают Византию: император Лев III Исавр в 730 г. законодательно отменяет почитание святых икон. Эти трагические события не миновали и Сугдейскую епархию. Архиепископу Стефану было запрещено поклоняться иконам и кресту. Однако святитель не побоялся выступить против самого императора, за что его мучили и бросили в тюрьму.
В 741 г. после смерти Льва III Исавра к власти приходит его сын – Константин V Копроним. Во время его царствования иконоборчество стало еще более жестоким, но жестокости эти не коснулись св. Стефана. По ходатайству супруги императора он был освобожден из темницы, крестил новорожденного императорского сына и с почестями был отправлен в Сурож, где снова стал управлять епархией.
15 декабря 750 г. святой спокойно скончался. После кончины св. Стефана у его тела творились чудеса. В частности, слепой от рождения сурожанин Ефрем, которого святой кормил и одевал, узнав о смерти своего благодетеля, горько плакал и просил, чтобы его пустили приложиться к усопшему. Когда слепого подвели к телу святого, он прозрел.
Погребли св. Стефана в алтаре сурожского Софийского собора. Когда впоследствии этот собор был переделан в мечеть, верующие укрыли мощи от поругания. Местонахождение их неизвестно до сих пор.

27 декабря Православная Церковь чтит память мучеников Фирса, Левкия, Каллиника Кесарийских и мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха Александрийских.
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при императоре Декии (249 - 251) в Кесарии Вифинской. Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан после истязаний был усечен мечом. Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечён мечом.
Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феонтих с 3-мя протекторами пострадали за Христа в Египте, в г. Антиное, при императоре Диоклетиане (284 - 305).
Испугавшись предстоящих пыток, Аполлоний уговорил музыканта Филимона, который был язычником, принести вместо него жертвы идолам. Когда же Филимон подошел к жертвеннику, то исповедал себя христианином и был предан на мучения. Увидев, как поступил музыкант, Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа Господом. После истязаний оба мученика были казнены.
Смертный приговор праведникам вынес правитель Ариан. Однако, когда он исцелил свой раненый глаз прахом, взятым от могилы Филимона, то раскаялся в своих действиях, исповедал Христа Господом и принял крещение вместе со всей семьей и телохранителями, среди которых старшим был Феотих.
Вскоре все они добровольно пошли на мучения и были преданы смерти в 287г.

Сегодня, 26 декабря, Святая Церковь отмечает память Мучеников Севастийских Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста.

В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем.

sevastmuchПосле этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи...») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.

25 декабря Церковь празднует память святителя Спиридона Тримифунтского.

На Руси почитание святителя Спиридона, Тримифунтского Чудотворца, известно издревле как в среде простого верующего народа, так и на вершинах Царской власти. Кипрский епископ сам был простым пастухом, но не оставил своего занятия и после хиротонии во епископа. Святой Спиридон является небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда. На Руси святителю Спиридону молятся об обретении жилья и об отдаче долгов, греки почиют его как покровителя путешествующих. Родился будущий святитель около 270 г. на острове Кипр в деревне Аския. С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду - в кротости, Иакову - в сердечной доброте, Аврааму - в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники - пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. По его молитве народ избавлялся от засухи, сокрушались идолы, воскресали мертвые. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Опять святитель воздел руки к небу, призывая Бога. Потом сказал умершей: «Воскресни и встань на ноги!» Она встала, точно пробудившись от сна, и взяла своего живого сына на руки. Еще не будучи епископом, Спиридон все свои доходы тратил на нужды ближних и странников. За свою добродетельную жизнь из простых земледельцев святитель Спиридон был поставлен в епископы. В сане епископа Спиридон не изменил своего очень простого образа жизни, продолжая работать на своих полях, соединив пастырское служение с делами милосердия. Имея любвеобильное сердце, святитель в то же время был строг, когда видел нераскаянность и упорство во грехе. Так он предсказал тяжелую кончину женщине, не раскаявшейся в тяжком грехе прелюбодеяния и однажды наказал временной болезнью диакона, гордившегося красотой своего голоса. В 325 году святитель Спиридон принимал участие в Никейском Соборе, где была осуждена ересь Ария, отвергавшего Божественное происхождение Иисуса Христа, и следовательно, Пресвятую Троицу. Но святитель чудным образом явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышли из него вверх огонь, вниз вода, а глина осталась в руках чудотворца. Один из философов, придерживающийся арианской ереси, после разговора со святым Спиридоном сказал: «Когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее… устами его говорил Сам Бог». Скончался святитель Спиридон около 348 года и был погребен в церкви святых апостолов в г. Тримифунте. Его нетленные мощи в VII веке были перенесены в Константинополь, а в 1460 году – на греческий остров Керкира (Корфу), где почивают и по ныне, в храме, устроенном в честь его имени. Мощи святого Спиридона Тримифунтского обладают совершенно уникальными свойствами: его тело имеет температуру 36,6 градусов, у него растут волосы и ногти, а одежда снашивается. Иногда раку, в которой хранятся мощи нельзя открыть. В такие дни в народе говорят, что святой Спиридон ушел побродить по окрестностям...