Новости

20 сентября предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы.
Сегодня православные христиане молитвенно памятуют таких угодников Божиих:
- мученика Созонта;
- святителя Иоанна, архиепископа Новгородского;
- преподобномученика Макария Каневского,
архимандрита Овручского, Переяславского;
- преподобного Серапиона;
- преподобного Макария Оптинского (XIX век).

«Я хотел, чтобы вы не поклонялись идолам, которые себе помочь ни чем не могут».
(Мученик Созонт)

 

     Пастух по имени Созонт из малоазийской местности Ликаония жил в трудные времена гонений на христиан. Несмотря на это, праведник день и ночь изучал Закон Божий. Однажды Созонт попал на языческий праздник в городе Помпеополь Киликийский. Войдя в капище, он лишил идола золотой руки и по частям раздал золото нищим. Когда же стали искать, кто это сделал, святой сам пришёл к императору Максимиану, не желая, чтобы пострадали невиновные. Созонт заявил правителю-язычнику, что таким образом подверг испытанию могущество их бездушного бога. Праведника подвергли пыткам, а затем казнили. После погребения святого у его гроба стали происходить многочисленные исцеления.

«Бог во святых почивает, и в самом имени их».
(Святой Иоанн Кронштадтский)
   

    В 1439-м году во время ремонтных работ в Софийском соборе Новгорода в храмовом приделе в честь святого Иоанна Предтечи сорвался камень. Падая, он пробил крышку гробницы. Присутствующие почувствовали приятный аромат, исходящий из гроба. Как выяснилось, там 250 лет покоились мощи новгородского святителя Иоанна. Происходил владыка из благочестивой семьи. После смерти родителей он вместе с братом построил на унаследованные средства Благовещенский монастырь, в котором и принял монашеский постриг. В 1162-м году святой Иоанн был поставлен епископом Новгородской земли. Как ревностный архипастырь, он часто выступал с миротворческой миссией во время княжеских междоусобий. До нас дошло несколько десятков его наставлений.

«Святой влечет к себе и согревает, и наполняет, и спасает, и зовет – к подвигу».
(Протоиерей Сергий Булгаков)

 

     В этот день в 1678-м году Церковь Небесная пополнилась еще одним праведником. От рук турецких завоевателей принял мученическую кончину архимандрит Свято-Успенского Каневского монастыря Макарий. Он встретил непрошеных гостей на паперти храма с крестом в руках. Враги требовали отдать им ценности. Услышав, что сокровище святого на Небе, разгневанные разбойники казнили его, а храм сожгли. После пожара тело преподобномученика было найдено невредимым. За мученический подвиг и высокий духовный авторитет архимандрита Макария в православном мире Церковь прославила его в сонме святых. Ныне мощи преподобномученика покоятся в Черкассах в Свято-Михайловском кафедральном соборе.

«Степень наличия в христианине любви Христовой более всего определяет и степень святости».
(Николай Пестов)
      Он родом из прибалтийского города Юрьев, ныне известного как Тарту. Когда немцы усилили там католическую экспансию, преподобный Серапион покинул город и удалился в Толвскую пустынь, что близ Пскова. Под руководством великого подвижника Евфросина святой Серапион стал постигать мудрость пустынной жизни. Приняв великую схиму, он 55 лет неотступно пребывал при своем духовном наставнике, придерживаясь обета молчания. Вокруг святого Евфросина собралось немало братии, но преподобный Серапион всегда служил для нее примером смирения и благочестия. Почил праведник в 1480-м году в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. После его кончины Бог прославил Своего угодника многими чудесами, которые совершались от его мощей.

«Время нашей земной жизни бесценно: мы решаем нашу вечную участь».
(Святитель Игнатий (Брянчанинов)
    

    «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное». Так говорила мать будущего оптинского старца преподобного Макария (Иванова) о сыне. Свой монашеский путь подвижник начал в Площанской пустыни. Там, благодаря старцу Афанасию, он был привлечен к изучению духовного наследия. А позже, уже в Оптиной пустыни, под влиянием преподобного Макария сформировалась целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия 19-го века. На исповедь и за благословением к преподобному Макарию приезжали Алексей Толстой, Николай Гоголь, Алексей Хомяков. До самой смерти святой принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

19 сентября воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в IV веке.
В этот день памятуются такие подвижники веры Христовой:
- мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и их дружина
- преподобный Архипп
- мученик Ромил
- мученики Фавст, пресвитер, Авив, диакон,
и с ними другие святые мученики в числе 11 человек.
Сегодня совершается празднество в честь икон Божией Матери,
именуемых «Киево-Братская» и «Арапетская (Аравийская)».

«Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны».
(Псалтырь)

 

     В честь победоносного врага сатаны, повергающего зло, – Архангела Михаила – заложено множество храмов. Один из них был возведён на западе Малой Азии возле святого источника близ древнего города Иераполь. В 4-м веке, в течение 60-ти лет, при храме жил блаженный Архип. Многих он привел к вере проповедью о Христе и своим примером. Однажды язычники решили уничтожить храм, а заодно и избавиться от Архипа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили течение на храм. Узнав об этом, Архип стал вдохновенно молиться. Вдруг возле храма появился Архистратиг Михаил, ударом своего жезла открыл в горе широкую расщелину и велел водам течь туда. В память об этом чуде то место стали называть Хоной, что означает «расщелина».

Мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и их дружина приняли мученическую смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии, преемнике императора Диоклитиана.
    Святой Евдоксий занимал высокую должность военачальника в императорских войсках. Он был христианин, так же как и его друг святой Зинон и его домоправитель Макарий. После издания императором Диоклитианом эдикта о предании смерти христиан, отказавшихся принести жертву идолам, многие, в том числе знатные люди и сановники, бежали в разные страны со своими семьями, чтобы избежать мучений и смерти. Тогда и святой Евдоксий со своей супругой святой Василиссой и всей своей семьей оставил высокую должность, бросил имущество и скрылся в пределах Мелитины Армянской. Правитель Мелитины послал воинов разыскивать Евдоксия.
Встретив самого Евдоксия, одетого в бедную одежду, и не узнав его, воины стали расспрашивать о местонахождении военачальника Евдоксия. Не открывая себя, святой пригласил воинов в свой дом, накормил их и предоставил им ночлег. Встречу свою с воинами святой Евдоксий расценил как призыв от Господа на мученический подвиг. Утром он открыл своим гостям, что он и есть тот, кого они ищут. Благодарные за гостеприимство воины предлагали скрыть от начальства, что им удалось найти святого Евдоксия. Однако он сам не согласился на это. Сделав все распоряжения по дому, он объяснил своей супруге, что его не следует оплакивать, а наоборот, день его мученической смерти надо отмечать как праздник. Надев на себя воинскую одежду, он ушел с воинами к правителю. Святая Василисса и его друзья – святые Зинон и Макарий – следовали за святым Евдоксием. Правитель пытался уговорить святого Евдоксия принести жертву идолам и этим сохранить себе жизнь, высокое положение и имущество. Святой Евдоксий твердо отказался от всего, обличив безумие тех, кто поклоняется бездушным идолам.
Воинский пояс – знак его начальнической власти, – он снял с себя сам и бросил в лицо правителю. Находившиеся при этом воины, тайные христиане, сделали то же, а их было более тысячи человек. Смущенный правитель запросил императора, как ему поступить, и получил приказание: начальников пытать, а прочих отпустить. После длительных истязаний святого мученика Евдоксия повели на казнь. Следуя за мужем, святая Василисса плакала, плакал и друг мученика святой Зинон. Тогда святой Евдоксий опять убеждал жену не плакать, а радоваться, что он удостоился мученического венца, и просил ее похоронить его тело в месте, называемом Амимна.
Плачущему Зинону святой Евдоксий предсказал, что они в одно время предстанут в Царствии Небесном. Воодушевленный этими словами, Зинон громко исповедал себя христианином, за что немедленно был приговорен к смерти. Святая Василисса беспрепятственно забрала тело своего мужа и похоронила его там, где он ей заповедал. За это святую схватили и привели к правителю; стремясь разделить участь своего мужа, она без всякого страха обличала и правителя, и его ложных богов – идолов. Однако правитель понял ее намерение, не стал ее мучить и прогнал от себя. Уходя, святая сказала ему, что Бог видит ее желание пострадать за свою веру и примет это желание как исполненный подвиг. Через 7 дней святой Евдоксий явился своей жене в видении и велел передать своему другу и домоправителю Макарию, что он со святым Зиноном ожидает прихода к ним Макария. Последний немедленно пошел к правителю, исповедал себя христианином, был приговорен к смерти и обезглавлен.

Преподобный Архипп, сын благочестивых христиан из города Иераполя, в возрасте 10 лет пришел на поклонение в храм Святого Архистратига Михаила и остался при храме навсегда исполнять пономарское служение. Он вел суровый, аскетический образ жизни, пребывая постоянно в посте и молитвах; многих язычников, приходивших ко святому источнику, он убедил принять святое Крещение, оставить языческое нечестие, обратившись к Единому Истинному Богу и Спасителю Иисусу Христу. Упорные язычники во главе с идольскими жрецами неоднократно покушались убить святого Архиппа, но Господь каждый раз спасал его из их рук. Наконец, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить и Архиппа, затопив местность, где стоял храм и где истекал целебный источник. Видя приготовления к этому злодеянию, святой Архипп твердо решил не покидать святое место и усердно молился Богу и Архистратигу Михаилу о сохранении храма и источника. Господь услышал его молитву, и святой сделался свидетелем великого чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (IV) (об этом изложено выше). Чудесно избавленный от смерти, святой Архипп прожил неотлучно при храме до маститой старости и мирно скончался 70-ти лет от роду. Христиане похоронили святого в Хонех, на месте его подвигов.

Мученик Ромил жил в царствование императора Траяна и был приближенным к царю сановником – военачальником. Во время пребывания императора на Востоке с целью усмирения восставших против римлян народностей – иверов, сарматов, арабов – в 107 и вторично в 115 гг. император, призводя проверку численности своих войск, обнаружил в войсках до 11 000 христиан. Этих христиан Траян немедленно с позором отправил в ссылку в Армению.
     Святой Ромил при этом укорил императора в безбожии и безрассудстве за то, что тот распорядился во время войны уменьшить число своего войска. Самого себя святой Ромил открыто признал христианином. Разгневанный Траян подверг святого мученика беспощадному избиению, после чего святой мученик Ромил был обезглавлен.
Посланные в ссылку воины-христиане были также умерщвлены в Армении различными видами казней.

Мученики Фавст, пресвитер, Авив, диакон, и с ними другие святые мученики в числе 11 человек приняли мученическую смерть за Христа в Александрии при императоре Декии (249–251). Во время гонения все они твердо исповедали себя христианами перед правителем Валерием и были усечены мечом около 250 года. Тела их были погребены христианами в Александрии.

    Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.
Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых...». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.
   Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
       На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.

      Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
      В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.
     К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

18 сентября день памяти таких угодников Божиих:
- пророка Захария и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи;
- преподобномученика Афанасия Брестского;
- мученицы Раисы из Александрии(IV век).
В 1015 году в этот день был убит благоверный князь Глеб,
во святом крещении Давид.

«В Боге – совершенство, исключающее всякую борьбу и трагизм».
(Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

     Сведения о праведных Захарии и Елисавете, об этих благочестивых супругах, находим в Священном Писании. Известно, что святой Захария был священником в Иерусалимском храме. Его жена – праведная Елисавета – упоминается как двоюродная сестра святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. У супругов долго не было детей. Однажды Ангел сообщил Захарию, что его жена родит сына, который «будет великим перед Господом». Когда на свет появился пророк Иоанн, иудейский царь Ирод хотел убить его, поскольку подозревал, что он и есть будущий Мессия – Царь Иудейский. Но Елисавета укрылась с младенцем в горах. После тщетных попыток узнать у святого Захарии, где его сын, воины Ирода закололи праведника в храме. Спустя 40 дней скончалась и Елисавета.

«Блажен еси, отче наш Афанасие, яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру».
(Тропарь святому)

 

    Мы не знаем его светского имени, лишь фамилию или отчество – Филиппович. Канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега поручил ему воспитание отрока, которого выдавал за сына Лжедмитрия и Марины Мнишек. Узнав об обмане, Филиппович удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где принял постриг с именем Афанасий. Святой был одним из немногих пастырей, бесстрашно отстаивавших позиции Православия на польско-литовских землях в первой половине 17-го века. Он искал защиты у Московского царя Михаила Федоровича, обращался на сейме к королю Владиславу Четвертому. Как игумен Брестского Симонова монастыря, преподобномученик Афанасий был арестован и казнен властью Речи Посполитой.

«Благоверный князь Глеб, яко агня незлобив, от своего злаго раба заклание прият».
(Акафист святому)
    Первые святые земли Русской. Ими стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Князь Святополк – их старший брат – приказал их казнить. Сегодня Церковь чтит память благоверного князя Глеба, который погиб в этот день в 1015-ом году от рук наемных убийц. Получив известие о болезни отца, князя Владимира (на самом деле он уже умер), князь Глеб с небольшой дружиной отправился из Смоленска в Киев. По пути его настигли подосланные убийцы. Святой Глеб не оказывал сопротивления. Только молил не лишать его, столь юного, жизни. Но его мольбы были тщетны. Позже могилу князя Глеба разыскал его брат Ярослав. Нетленное тело страстотерпца перенесли в Вышгород и похоронили рядом со святым князем Борисом.

«Мученик – это тот, кто свидетельствует перед всем миром о какой-то ценности».
(Митрополит Антоний Сурожский)

 

    Святая Раиса из Александрии, известная еще под именем Ираида, жила на рубеже 3-го и 4-го веков. Однажды она увидела у берега корабль с закованными в оковы христианами. Это произвело на нее столь сильное впечатление, что Раиса решила добровольно пострадать за Христа вместе с этими исповедниками. Ее заковали в кандалы, а когда корабль прибыл в египетский город Антиное, Ираида первой сподобилась пострадать за Христа. За ней и другие пленники мученической смертью доказали свою преданность Господу.

17 сентября день памяти таких угодников Божиих:
- пророка Боговидца Моисея (1531 год до Рождества Христова);
- мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона;
- священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии,
и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония;
В этот же день почитается икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина».

«На высоту добродетелей возшел еси, пророче Моисее, и сего ради сподобился еси видети славу Божию».
( Тропарь святому)


    Великий пророк и законодатель израильтян Моисей был из колена Левииного. Родился ветхозаветный праведник в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Во всех своих начинаниях и поступках святой пророк Моисей был орудием в руках Божьих. Именно ему Господь открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. А на Синайской горе пророк принял от Творца Вселенной 10 заповедей. Силой Божьей Моисей творил великие знамения и чудеса. Дожив до 120 лет, он скончался в Моавитской стране. Пророк и Боговидец был похоронен в долине близ Веффегора, но до сих пор никто не знает точного места его захоронения.

«Они устояли против невыносимых мук, а ты преодолевай неприличные и порочные мысли – так подражай мученикам».
(Святитель Иоанн Златоуст)

 

   Святая мученица Ермиония была дочерью святого апостола Филиппа. Во время войны Римской империи с персами император Траян проходил с воинами через поселок, где жила праведница. Ему донесли, что Ермиония – христианка. После неудачных попыток убедить святую отречься от Христа, он приказал избить ее. Ермиония стойко перенесла страдание. Когда исповедницу отпустили, она устроила приют, в котором принимала больных, лечила их душевные и телесные болезни. Преемник Траяна – император Адриан – также подверг святую страшным истязаниям, но Ермиония каждый раз оставалась невредимой. А после молитвы праведницы в идольском капище разбились все идолы. Тогда Адриан приказал казнить святую через усечение мечом.

«Если кто восстаёт против Бога и хочет оскорбить Его святыню, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа».
(Священномученик Вавила)

    

    Во время своего пребывания в Антиохии, император Декий организовал языческие жертвоприношения. В то же время местный епископ Вавила обратился к своей пастве с призывом мужественно терпеть все испытания за веру во Христа. После осуществления всех языческих обрядов Декий решил зайти в христианский храм и осквернить Святыню Господню. Но епископ Вавила остановил его на пороге церкви. На следующий день разгневанный император приказал сжечь храм и потребовал, чтобы епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое "преступление". Убедившись, что Вавила остается стойким в своей вере, император приговорил епископа и троих его учеников вместе с их матерью к мученической смерти.

«Дух разума и страха Божьего чудодействует в мире».
(Надпись на иконе)

 

      Чудотворную икону Божьей Матери "Неопалимая Купина" на Руси почитают с 1390-го года. Именно тогда она была принесён сюда палестинскими иноками из Синая. Долгое время этот образ находился в Благовещенском соборе Московского Кремля. А в 17-м веке началось всеобщее почитание иконы. Смысл иконографии образа Божьей Матери "Неопалимая Купина" очень глубокий. Икона исполнена символами, напоминающими нам об огне Божественной любви. Именно ее символом и является Неопалимая Купина – охваченный пламенем куст, не сгорающий в огне. Богородица, как Купина, вместила в Себя Богочеловека. А огонь любви Божьей делает возможным наше освобождение от рабства греховных страстей.

16 сентября православные христиане памятуют таких угодников Божии:
- священномученика Анфима и с ним мучеников Фефила, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домну деву и Евфимия;
- святую Фиву, диакониссу Кенхрейскую (I век);
- мученицу Василиссу Никомидийскую;
- блаженного Иоанна Власатого (XVIвек).

«Нет, не испугаешь того, кто сам желает умереть за Христа!»
(Епископ Анфим Никомидийский)

 

     Невиданную жестокость проявляли язычники к христианам при правлении императоров Диоклетиана и Максимиана. В одной только Никомидии в день Рождества Христова в храме сожгли 20 тысяч верующих. Но это не напугало христиан: они оставались стойкими и принимали мученическую смерть за Христа. Так в страданиях умерли святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, а еще – Петр, Индис, Горгоний и Зинон. Погибли также святая дева Домна и святой Евфимий, которые заботились, чтобы тела мучеников были погребены. Никомидийский епископ Анфим убеждал христиан твердо стоять за святую веру и не бояться мучений. Когда его схватили, он до последнего вздоха радостно прославлял Бога, за Которого сподобился пострадать.

«Христиане» потому и носят это имя, что они Христовы, они во Христе, и Христос в них».
(Протоиерей Сергий Булгаков)
   

    Первое упоминание о святой Фиве находим в Послании святого апостола Павла к Римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому». Здесь апостол впервые употребляет слово «диаконисса», то есть лицо, призванное на добровольное служение ближнему. Cвятая Фива жила в Кенхрее – южном порту Коринфа. Именно оттуда апостол отправился во вторую миссионерскую поездку. Очевидно, что в христианство Фива была обращена самим святым Павлом, который похвально отзывался о ее характере и отваге, проявленной во время долгого путешествия в Рим.

     Мученица Василисса Никомидийская пострадала за веру Христову при императоре Диоклитиане. Правитель Никомидии Александр приказал схватить девятилетнюю Василиссу и принуждал ее отречься от Христа. Однако юная отроковица проявила непоколебимую твердость в верности своему Господу и за это была подвергнута длительным изощренным мучениям. Но благодатью Божией святая мученица осталась живой и невредимой. Это явное для всех присутствующих проявление силы Божией так потрясло правителя Александра, что он тоже уверовал во Христа и исповедал себя христианином. Будучи крещен епископом Антонином и прожив недолго в истинном покаянии, мирно отошел ко Господу, а вслед за ним и святая Василисса. Кончина ее была христиански мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией († 309).

«Явился еси во граде, яко в пустыни, в смиренномудрии, чистоте, и в трудех, и подвизех, преблаженне отче Иоанне».
(Тропарь святому)

    Происхождение и родина его не известны. Но мы знаем многочисленные случаи исцелений, которые осуществлялись блаженным Иоанном при жизни и происходили после смерти святого у его гробницы. За доброту и помощь современники прозвали Иоанна Милостивым. Интересно, что праведник носил имя святого Александрийского патриарха Иоанна, которого в свое время тоже прозвали Милостивым. За то, что Иоанн имел «власы на главе большие», он получил еще одно прозвище – Власатый. Блаженный подвизался в Ростове при Иване Грозном. Не имея постоянного пристанища, Христа ради юродивый терпел нищету и скорби. Со временем он стал духовным наставником почти всего города. Известно также, что блаженный Иоанн всегда носил с собой и читал Псалтырь.

15 сентября день памяти мучеников Маманта, отца его и матери Феодота и Руфины.

15 сентября Церковь отмечает память преподобных Антония и Феодосия Печерских, основоположников монашества на Руси.

«Кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил – все принесите хвалу мученику».
(Святитель Василий Великий)

   Мученичество — это самый эффективный вид миссионерства. Верность вплоть до кончины сильнее любых аргументов. Подвижник третьего века – святой мученик Мамант своих родителей, благочестивых Феодота и Руфину, не знал. Как исповедники Христа они погибли сразу после рождения сына в каппадокийской темнице. Своей жизнью Мамант также прославил Господа. Личным примером он обратил в христианство многих своих сверстников. Спасшись от смерти, к которой его приговорил император Аврелиан, он жил уединенно на высокой горе вместе с хищными зверями. Когда праведник вновь предстал перед судом, его на смерть сразил копьем языческий жрец. Сегодня мученик Мамант – один из самых почитаемых на Кипре святых.

 

14 сентября начало освященного времени Церкви – индикта (церковное новолетие).
В этот день почитается память таких угодников Божии:
- праведного Иисуса Навина (XVI век до Рождества Христова);
- мученицы Калисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена;
- мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их;
- преподобного Симеона Столпника и его матери.

Тропарь индикта, глас 2-й:
«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны».
Кондак индикта, глас 2-й:
«В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве».

 

    Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать светский Новый год и 1, и 14 января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный Церковный год.
   Любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».
     И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.
    1 сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

   Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.
    С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

«Бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности».
(Иисус Навин (24.14)

 

    И сказал он: «Остановись, Солнце, и не двигайся, Луна!». И остановились светила, пока евреи не победили врагов. Так, благодаря многим чудесам, которые явил Господь через Иисуса Навина, еврейский народ получил землю Обетованную. После смерти пророка Моисея именно Иисус Навин возглавил израильский народ, и сам Архистратиг Михаил помогал ему творить дела Божьи. Именно при Иисусе Навине чудом расступились воды Иордана и упали стены неприступного города Иерихон. Обо всех этих событиях повествует одна из книг Ветхого Завета, которая так и называется – Книга Иисуса Навина.

«Тот, кто удостаивается стать мучеником, должен иметь большое смирение и очень любить Христа».
(Старец Паисий Святогорец)

 

    Они были виноваты лишь в том, что исповедовали Христа. В начале 4-го века в Римской империи этого было достаточно, чтобы получить смертный приговор. Поэтому святые Каллиста и ее братья Евод и Ермоген, твердо исповедовали свою веру во Христа, добровольно приняв мученическую смерть. Они пострадали в городе Никомидия в годы правления императора Диоклетиана. В Студийском уставе Константинопольского патриарха Алексия, изданном в 11-ом веке, сказано, что мощи святых мучеников Каллисты, Евода и Ермогена находились в Студийском монастыре. Традиционно именно 14-го сентября этим святым посвящена праздничная служба.

«То, что мы сказали, сказали не для того чтобы показать мученика более светлым, но чтобы вас сделать более ревностными».
(Святитель Иоанн Златоуст)

 

   Сегодня Православная Церковь чтит 40 святых дев и их учителя – диакона Аммуна. Эти христианские мученики были родом из македонского города Адрианополь. Просветлённые верой Христовой, они не желали поклоняться языческим идолам, за что были подвергнуты жестоким истязаниям. Однажды Господь показал величие молитвы праведников: незримая сила подняла в воздух языческого жреца, и, упав на землю, он умер. После этого один из мучителей велел истязать диакона Аммуна, но тот с Божьей помощью выдержал муки. Впоследствии все 40 дев и их учитель Аммун мужественно приняли смерть во имя Христа.

«Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне».
(Тропарь святому)

 

   Многие язычники, глядя на подвиги этого святого, принимали крещение. Преподобный Симеон избрал необычную форму подвижничества – столпничество. 47 лет он провел в молитвах на столбе. С юных лет этот праведник прославился аскетическими подвигами в одном из каппадокийских монастырей. Вскоре он ушел в пустыню. Но и там святому не удалось спрятаться от человеческих глаз. Множество людей приходило к нему, чтобы получить исцеление от болезней и услышать христианские наставления. Стремясь к уединенной жизни, преподобный Симеон построил столб, на котором продолжал монашеский подвиг, вознося к небу не только тело, но и дух.

13 сентября православный мир празднует
положение честного пояса Пресвятой Богородицы.
В этот день молитвенно памятуются такие подвижники веры Христовой:
- святитель Геннадий, патриарх Цареградский;
- священномученик Киприан, епископ Карфагенский.

«Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, Препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало».
(Тропарь празднику)
    

     Пояс Пресвятой Богородицы. Эта великая святыня была вверена святому апостолу Фоме самой Божьей Матерью. После Ее Успения пояс наследственно хранился в Иерусалиме. В 4-ом веке, при императоре Аркадии, состоялось его положение во Влахернском храме Константинополя. Спустя годы, при императоре Льве Мудром, произошло чудо: больная жена правителя во сне получила откровение, что исцелится лишь тогда, когда на нее будет положен пояс Пресвятой Богородицы. Так и произошло: после положения пояса больная императрица сразу же исцелилась. В честь этого события и был установлен сегодняшний праздник.

«Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной мудрости жили в мире».
(Послание апостола Павла)

 

    Книга "Луг духовный" изобилует рассказами о смиренной и благочестивой жизни этого святителя 5-го века, о чудодейственной силе его молитвы. Святой Геннадий, патриарх Константинопольский, заботился о том, чтобы люди, желавшие принять священный сан, были хорошо знакомы со Священным Писанием и знали наизусть Псалтырь. Для борьбы с лжеучениями, распространенными при правлении императора Льва Великого, он созвал Поместный Собор. Заботился патриарх и о строительстве храмов. Во время его служения был основан Студийский монастырь. Святитель Геннадий известен и как автор толкований на книги пророка Даниила и "Послание против возведения в сан за вознаграждение".

«Любовь – основа всех добродетелей, она вечно будет пребывать с нами в Царстве Небесном».
(Святой Киприан Карфагенский)

 

   Его произведения – образец православного исповедания веры. Сын зажиточного карфагенского сенатора Фасций Киприан получил прекрасное светское образование. Позже он стал преподавать красноречие и философию в карфагенской школе. Но после знакомства с произведениями пресвитера Тертулиана жизнь Киприана изменилась. В 46-ть лет он принял крещение, а спустя год стал пресвитером. После смерти епископа Карфагенского Доната новым епископом единодушно был избран Киприан. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию и милосердию. Во времена гонений при императоре Валериане праведник принял мученическую смерть за Христа. Спустя шестьсот лет Карл Великий перенес его святые мощи во Францию.

12 сентября православные христиане восточного обряда празднуют такие события:
- перенесение мощей благоверного князя Александра Невского;
- обретение честных мощей Московского князя Даниила Александровича.
В этот же день молитвенно памятуется преподобный Александр Свирский.

«Познай свою братию, российский Иосифе, благоверный княже Александре, и приими моления их».
(Тропарь празднику)

 

    Этот день 1724-го года светлой страницей вошел в историю России. Три года как закончилась Северная война. В ознаменование этого события было принято решение перенести мощи покровителя русского воинства – благоверного князя Александра Невского, с города Владимир в новую русскую столицу – Санкт-Петербург. В 1723-м году святыню доставили в Шлиссельбург, где она находилась в течение года. А в следующем, 1724-ом году, мощи святого князя были торжественно установлены в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Не угасает с годами слава великого русского князя. В его честь построено немало храмов не только на территории Руси, которую любил и защищал святой Александр Невский, но и далеко за ее пределами.

«Сей первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы».
(Митрополит Платон (Левшин)

 

    Четвертый сын святого князя Александра Невского – благоверный князь Даниил. Во владении этого правителя было Московское княжество. В значительной степени благодаря его мудрой политике эти земли обошли стороной междоусобные войны и масштабные разорения со стороны татар. При этом и сам князь не посягал на чужие земли. В тысяча трехсотом году под Рязанью Даниил впервые победил татар. Спустя два года он мирным путем присоединил богатое Переяславское княжество. За Москва-рекой князь построил монастырь в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника. В этом монастыре в 1303-м году, приняв схиму, благоверный князь мирно отошел к Господу. А через три с половиной века его мощи были обретены нетленными.

«Яко многосветлая звезда днесь в странах Российских возсиял еси, преподобне Александре, отче наш».
(Кондак святому)

 

    В 26-ть лет он тайно оставил родительский дом и пришёл в Валаамскую обитель. Там преподобный Александр Свирский принял монашеский постриг. Но, стремясь к уединенной жизни, в 1485-ом году покинул Валаам и поселился близ реки Свирь. Там он устроил монашескую обитель во имя Живоначальной Троицы. Святой Александр собрал вокруг себя тех, кто искал спасения души. Немало учеников праведного старца приумножили славу Свирского монастыря. Среди его духовных чад было много святых. Изображение большинства из них есть на иконе Собора преподобных отцов, которые несли свет веры в Карелии.

11 сентября православная Церковь памятует событие
усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна».
(Евангелие от Матфея (11.11)

 

    Самый почитаемый святой, после Божьей Матери, – пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель. «Покайтесь, ибо близко Царство Небесное». С такими словами почти 2 тысячи лет тому назад пророк Иоанн обращался к иудеям, чтобы подготовить богоизбранный народ к приходу в мир Господа Иисуса Христа. Символом вступления в подготовительный период Предтеча избрал обряд погружения в воды реки Иордан. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние омывает душу. Священное Писание свидетельствует, что после Крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанн Предтеча был брошен царем Иродом в темницу. По просьбе жены правителя, Иродиады, святого пророка обезглавили.
  В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1–12) и Марк (Мк. 6, 14–29).
    После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею).
    Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам.
    Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии.
   По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.
    После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7–12).
    Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37–41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.