Новости
11 января Церковь празднует память 14 000 мучеников-младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, в Иерусалим пришли из далекой восточной страны мудрецы-волхвы. Воссиявшая на небе звезда возвестила им о рождении Царя Иудейского, Спасителя мира, Которому они пожелали поклониться. Звезда, воссиявшая им на Востоке, шла перед ними и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2, 9). Поклонившись новорожденному Царю, волхвы принесли ему свои дары: золото - как Царю, ладан - как Богу и смирну - как Истинному Человеку, Которому надлежало пройти через врата смерти. По повелению Иудейского царя Ирода волхвы должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они иным путем отошли в свою страну (Мф. 2, 12). Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет, по времени, которое он выведал у волхвов (Мф. 2,16). Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Четырнадцать тысяч убиенных младенцев стали первыми мучениками за Христа. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (2, 18). Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие. Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23, 35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын - святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти. Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке.
10 января по церковному православному календарю день памяти святых 20 тысяч мучеников, среди которых известны Гликерий, Зинон, Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, Секунд, Никострат, Агафия, Домна, Феофила, Антония и другие.
По приказу императора Максимиана (284—305) в начале 4 века началось разрушение христианских храмов, сожжение богослужебных книг и лишение всех христиан гражданских прав и должностей. В это время епископом города Никомидии был святой Кирилл, который проповедью и жизнью способствовал распространению христианской веры, в результате чего многие из сановников императора были тайными христианами. Во дворце императора жила языческая жрица Домна. В отсутствии Максимиана она прочла Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Сердце ее загорелось желанием познакомиться с христианским учением. При содействии некоей юной христианки Домна тайно пришла к епископу Кириллу в сопровождении верного слуги, евнуха Индиса. Святой Кирилл огласил их, а затем оба приняли святое Крещение. Домна стала помогать бедным: она раздавала свои драгоценности при помощи Индиса, раздавала она и пищу с царской трапезы. Узнав о необычном образе жизни Домны и Индиса, начальник евнухов, ведающий царским столом, заточил обоих и морил их голодом, но они получали подкрепление от Ангелов и не пострадали. Чтобы больше не жить вместе с язычниками, святая Домна притворилась безумной. Тогда ее и Индиса удалили из дворца, и она поселилась в девичьем монастыре у игумений Агафии. Вскоре игуменья одела ее в мужскую одежду, остригла ей волосы и отпустила из монастыря. Тем временем император вернулся и приказал повсюду разыскивать бывшую жрицу Домну. Снаряженные для этого воины достигли обители и разорили ее. Сестры были брошены в темницы, преданы на мучения и поругание, но ни одна из них не подверглась осквернению. Отданная в публичный дом, святая Феофила c помощью Ангела Господня и там сохранила девство: Ангел вывел ее из блудилища. Однажды император устроил на городской площади жертвоприношение языческим богам. Когда началось окропление толпы кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади. Видя это, император разгневался, но не дал воли своим чувствам, ибо внезапно поколебалась земля. Через некоторое время Максимиан вошел в церковь и приказал отречься от Христа — за отказ он обещал сжечь церковь и умертвить христиан. Христианский пресвитер Гликерий ответил ему, что христиане никогда не отрекутся от своей веры, какие бы мучения им ни грозили. Сдерживая гнев, император вышел из церкви, а через некоторое время велел привести пресвитера Гликерия на суд. Палачи истязали мученика, который не переставал молиться и призывать Имя Господа. Будучи не в силах склонить святого Гликерия к отречению, Максимиан приказал его сжечь. В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 тысяч христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако, все присутствовавшие отказались поклониться идолам. Тогда мучители подожгли церковь, и все 20 тысяч молящихся скончались в огне. Максимиан был уверен, что все христиане Никомидии были уничтожены, но в скором времени до него дошла весть, что верующих христиан осталось еще много, все они, как и прежде, свято исповедуют христианство и преданы учению Иисуса Христа. Императора не покидала мысль расправиться со всеми верующими. Максимиан приказал схватить полководца Зинона, который публично обличил императора в нечестии и жестокости. Зинон был жестоко избит и обезглавлен. Затем заключили в темницу евнуха Индиса, идольского жреца, за отказ участвовать в языческом празднестве. Между тем, святая Домна укрывалась в пещере, питаясь подножным кормом. Гонение на христиан продолжалось. Были брошены в темницу наместник Италии Дорофей, Мардоний, Мигдопий диакон и несколько сановников. Епископ Анфим духовно укреплял их, отправляя им послания. Одно из посланий было перехвачено у дьякона Феофила. Домогаясь узнать о епископе, его подвергли пыткам, но святой мученик выдержал все муки, не открыв ничего. Тогда вместе с ним казнили и тех, к кому обращался епископ в послании. Святая Домна вернулась в город и долго плакала на пожарище, сожалея, что не сподобилась умереть со своими сестрами. Затем она пошла на берег моря, где в это время рыбаки вытянули сетями из воды тела мучеников Индиса, Горгония и Петра. Все еще одетая в мужскую одежду, святая Домна помогала рыбакам тащить сети, и они оставили ей тела всех мучеников. С благоговением глядела Домна на святые останки. Особенно ее радовало то, что она увидела тело своего духовного друга — мученика Индиса. И после погребения она не отходила от дорогих ее сердцу могил, ежедневно совершая перед ними молитву. Кто-то донес императору, что неизвестный юноша ежедневно воздает почести могилам казненных христиан. Император немедленно приказал отрубить этому юноше голову. Вместе с Домной был казнен и святой мученик Евфимий.
9 января Церковь празднует память апостола первомученика архидиакона Стефана.
Апостол Стефан был родственником Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. О нем повествует книга Деяний апостольских. Между христианами из стран языческих, верующими рассеяния, возник ропот. Они жаловались, что призреваемые христианами в Иерусалиме их вдовы-старицы плохо содержатся и терпят во всем недостаток. Тогда апостолы, собрав верующих, объявили, что им, благовестникам, не подобает оставлять служение Слову Божию для заботы о трапезе вдовиц - следует избрать семь человек, исполненных Духа Святаго и мудрости. Это предложение всем понравилось. Апостолы поставили во диаконы семь испытанных, добродетельных мужей, и Стефан, благовестник великой веры и силы духовной, был из них первый, почему и назван архидиаконом. На избранных возложили обязанности не только казначеев общины и помощников вдовиц и бедняков - они вместе с апостолами участвовали в распространении Евангелия. Стефан особенно выделялся среди других; он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев. Они искали случая посрамить его и при всяком удобном случае вступали с ним в публичные состязания о предметах веры. Но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор. Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили и привели на суд архиереев и старейшин; при этом представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое. Взоры всех невольно обратились в сторону подсудимого. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как ангел. Первосвященник потребовал объяснений. Стефан отвечал вдохновенной речью, в которой с силою обличал неверующих иудеев. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили». После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола небесным видением. «Вот, - громко воскликнул Стефан пред свирепевшими злобою врагами, - я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громкими голосами, затыкая уши, они единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его привели за город, в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, и начали побивать каменьями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменья в первомученика Христова, убийцы сняли ее и отдали стеречь юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя ветхому закону, всей душой ненавидел христиан и поощрял убийц на казнь своего родственника, архидиакона Стефана. В отдалении на горе Елеонской стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего - Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа и предал себя воле Божией. Наконец пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, Стефан произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление об убийцах: «Господи! не вмени им греха сего!» С этими словами на устах он предал святую душу свою Богу. Апостол и архидиакон Стефан первый приял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19). После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. V, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. III, 1-21; VII, 50-52; XIX, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
С 8 по 17 января - Православные Рождественские Святки.
С 8 по 17 января Православная седмица: Православные Рождественские Святки - две недели зимних праздников, начинавшиеся в рождественский сочельник и продолжавшиеся до Крещения, всегда являлись основным зимним праздником на Руси. Во время Святок нельзя было работать, особенно после наступления темноты. От этого запрета, скорее всего, и берет свое начало название праздников – «святые вечера».
Собор Пресвятой Богородицы.
8 января на следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Второй день после Рождества - называется Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.
Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники - те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.
Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.
Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале - грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное - это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.
Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией - так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.
Рождество Христово - тайна Божественного воплощения - многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.
7 января - Рождество Христово – великий праздник всего христианского мира, установленный в воспоминание о рождении Сына Божьего Иисуса Христа и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы.
Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское дерево, горят свечи, подобно тем, что горели в вифлеемском хлеву.
Праздник Рождества Христова — это удивительное время, когда сердце каждого из нас наполняется надеждой и ожиданием чуда... И это чудо происходит!
«Христос рождается, славьте!» — взывает в эти дни Церковь. «Христос с небес, встречайте!» — восклицает сегодня все мироздание, воспевая славу Господа. И мы празднуем Рождество Христово, мы прославляем Того, Чья любовь не имеет границ — Бога ставшего человеком, прошедшего ради нас путем жертвы, Крестной смерти и Воскресения, открывшего нам врата жизни вечной. Рождество Христово совершается ради нас и, понимая это, мы приобретаем очень важный духовный опыт. Бог сделал и делает ради нас все, что нам действительно необходимо. Он даже прошел путем нашей человеческой жизни, чтобы мы, последовав Ему, вошли вслед за Ним в Его Божественную жизнь. Если ты христианин, то для тебя больше нет ничего невозможного. Но чтобы понять это, чтобы утвердиться в вере надо начать жить по-христиански. И сейчас, вступая в новый год, самое время принять для себя такое решение. И начать стоит с того, что дарит нам праздник Рождества Христова: будем щедры на проявления добра и любви к окружающим нас людям, будем нести всем только радость. Тем более что наши традиции и обычаи дают нам к этому замечательный повод. Недаром период после Рождества, длиной почти в две недели, мы называем Святками. Наши предки, славя Богомладенца Христа, освящали свою жизнь святыми делами милосердия и помощи ближним. И если мы будем поступать также в эти дни, если мы ощутим ту силу духа, ту благодать, которую дает Христос последующим Ему, то и весь предстоящий нам год жизни станет по-настоящему новым, исполненным великих свершений и радости.
И пусть поможет Господь всем нам прожить этот год в мире, радости, терпении, благости и благоденствии!
Сегодня - 6 января, навечерие Рождества Христова – Рождественский Сочельник!
Сегодня – 6 января, последний день Рождественского поста, в который, по древнему благочестивому обычаю, все христиане не вкушают никакой пищи до первой звезды.
Первая звезда служит напоминанием о той звезде, что загорелась на небе в момент рождения Младенца Иисуса и указала дорогу к Нему мудрецам-волхвам, жаждущим поклониться Царю мира. В сегодняшний день весь православный народ готовит необычное блюдо – сочиво, от название которого и пошел день "сочевник", или "сочельник". В IV веке было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем в VI веке Анатолий и Софроний Иерусалимские , в VIII веке Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие.
6 января согласно православного церковного календаря день памяти преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и Клавдия; преподобного Антиоха, монаха; преподобного Николая, монаха.
Преподобномученица Евгения Римская жила в Александрии и была дочерью наместника Египта Филиппа. Получила прекрасное образование и отличалась добрым нравом и красотой. Познакомившись с Посланиями апостола Павла, она тайно от родителей, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь со своими слугами Протом и Иакинфом, где приняла святое крещение с именем Евгений. Со временем святая Евгения, возрастая из силу в силу, преуспела в монашеских подвигах, в посте, молитвах и безмолвии, и стала примером для аскетов. Душа ее была исполнена таким миром, что все почитали ее за Ангела. Через два года она уже наизусть знала все Священное Писание. Евгения раньше всех приходила в церковь и позже всех покидала ее. Ее "немногоглаголивое" слово, исполненное страхом Божиим, смирением и любовью, произносилось только ради пользы душевной. Всем она была "на созидание": скорбящего утешала, сорадовалась с радующимся, гневающегося укрощала словом, а горделивого – образом смиренного жития своего. За свое благочестие Евгения удостоилась от Господа дара исцелений. Святые Пров и Иакинф также возрастали в подвигах и добродетелях. Однажды из-за клеветы она предстала перед судом, который возглавлял её отец, и была вынуждена раскрыть свою тайну. Её родные очень обрадовались, вскоре все приняли святое крещение. Из-за этого Филипп был смещён с поста правителя и вскоре убит. После смерти отца Евгения с матерью поселилась в поместье близ Рима. Там она продолжила вести иноческую жизнь, а когда император Галлиен начал гонения на христиан, предоставляла убежище в своём доме. В 262 году её схватили и после жестоких истязаний усекли мечом.
Преподобный Антиох, монах палестинской лавры св. Саввы, преподобный.
Около 620 г. он написал сочинение "Πανδέκτης της άγίας Γραφης", представляющее собою сокращенное изложение учения Св. Писания и св. отцов церкви по различным вопросам христианской нравственности и отчасти веры, в применении к жизни преимущественно монашеской. "Пандекты" Антиоха изданы в греческо-латинском тексте в "Patrologia", series graeca, Миня (т. 89). Ему принадлежит также молитва "И даждь нам, Владыко, на сон грядущим", читаемая на великом повечерии. Скончался около 635 года.
Преподобный Николай, монах, жил на рубеже восьмого и девятого веков в Византийской империи. Он был военачальником и командовал многими полками. Как раз в это время император Никифор Первый начал войну с болгарами. Византийское войско выступило в путь. В походе Николай остановился однажды в придорожной гостинице. Там ему встретилась красивая женщина, которая стала обольщать полководца. Николай воспротивился искушению. На следующую ночь ему было видение: огромное поле всё было покрыто телами греческих воинов. Виднелся только один клочок травы – будто место для еще одного тела. Неизвестный голос сказал Николаю, что на этом месте мог бы лежать он, если бы поддался вчерашнему искушению. Сон Николая сбылся – греки проиграли сражение. Сам он бежал с горсткой уцелевших воинов. Возблагодарив Бога за чудесное спасение, Николай удалился в монастырь, принял схиму и стал молиться о всех павших воинах.
05 января Божья Церковь чтит память десяти святых мучеников Критских: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест.
05 января память святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского.
05 января день преподобного Нифонта, епископа Кипрского.
Десять святых мучеников Критских: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест пострадали за Христа в III веке при императоре Декии (249–251).
Правитель Крита, соименный императору Декию, жестоко преследовал Критскую Церковь. Однажды перед ним предстали 10 христиан из разных городов Крита, которые твердо исповедали на суде свою веру во Христа и обличили поклонение идолам. В течение 30 дней их подвергали жестоким истязаниям, но с помощью Божией они все перенесли, славя Господа. Перед смертью они молились, чтобы Господь просветил их мучителей светом истинной веры. Все святые были обезглавлены. Мученический подвиг десяти святых мучеников Критских есть для нас примером твердой веры, смелости, мужества и всеобъемлющей Божьей любви:
1) Правитель преследовал церковь, и Бог такие моменты в истории допускает, чтобы укрепить нас, возможно не готовых к таким подвигам, чтобы вера, была проверена и стала дороже золота, чтобы врагам был урок, как живут христиане и на что они способны ради своего Учителя.
2) Твердое исповедание. Подчеркнуто слово «твердо». Если вера твоя тверда, то и твердо поступать будешь. Если твердая вера, то и не сломаешь ее, тем более твердость христианская превышает твердость безбожников.
3) Смелые и твердые христиане имели мужество еще и обличать в идолопоклонстве, тогда как сами были в полной зависимости от своих преследователей. Это значит, что больше боялись Бога, нежели человека.
4) Переносили страдания с помощью Божьей. Бог не только созерцает страдания мучеников, но и поддерживает их.
5) Перед смертью молятся не за себя, но за своих палачей. Полное подражание Христу и есть святость.
Преставление святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского.
О земной жизни святого архиепископа Феоктиста до нашего времени сведений дошло очень немного. После того, как 22 мая 1299 года преставился Климент, архиепископ Новгородский, «новгородцы с посадником Андреем, долго рассуждая о преемнике, полюбили Богом назначенного, доброго и смиренного Феоктиста, игумена монастыря Благовещения. Собрав звоном вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы почтительно привели его и посадили на дворе владыки».
В следующем году «митрополит Максим, ростовский епископ Симеон и тверской епископ Андрей прибыли в Новгород и в Софийском соборе поставили Феоктиста в архиепископы; новгородцы очень рады были своему владыке». Торжество для Новгорода действительно было необыкновенное. Впервые новгородский владыка посвящался Новгородском Софийском соборе. В следующем году по благословению Феоктиста был заложен каменный храм в честь святого архангела Михаила и через два года освящен.
В 1305 году архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении древних мирных отношений и совершал освящение храма в честь святых Бориса и Глеба и княжеской церкви в честь отцов Первого Вселенского собора. Спустя два года новгородцы за печатью своего архиепископа представили великому князю жалобу на его новгородских наместников. В сентябре великий князь Михаил прибыл в Новгород и личными распоряжениями успокоил новгородцев.
Время тогда было смутное. Князь Юрий Данилович с великим князем никак не могли договориться о новгородском княжении, и от этого Новгороду были только неприятности. А блаженный Феоктист и без того был слаб здоровьем. При таком положении дел в декабре 1307 года, «благословив новгородцев, по болезни удалился он в монастырь Благовещения Богородицы, чтобы пребывать в безмолвии». Но и будучи больным, он отличался добросердечием и смирением. Телесные страдания еще более возвысили его духовное совершенство. Преставился блаженный Феоктист 23 декабря 1310 года. «Честное тело его положено было с честию, в сопровождении всего духовенства, в монастырском храме Благовещения Богородицы».
Первое прославление святителя Феоктиста совершилось спустя 300 лет после его кончины, когда от гроба его стали происходить чудесные исцеления. Тогда же была написана икона святителя. Пономарь Софийского храма Феодор взял за образец древний подлинник, на стене паперти, и изобразил святителя в молитве перед иконой Благовещения.
В 1644 году новгородский наместник царя князь Василий Ромодановский, благоговея перед святителем, на месте обрушившегося храма поставил часовню, потом устроил под мощами раку с ликом святителя, а затем восстановил и каменный храм.
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский.
Жизнь преподобного Нифонта, епископа Кипрского, представляет собой яркий пример Промысла Божия о человеке. И хотя сам Нифонт жил в далеком IV в., его путь в Царство Небесное поучителен и для человека XXI ст. Святитель родился в провинции Пафлагония (северная часть Малой Азии), а образование получил в столице Византии — Константинополе. Известно, что в детстве праведник был добрым и кротким, часто посещал богослужения. Тем не менее, в юношеском возрасте Нифонт настолько пал, что иногда сам ужасался этому. Встреча со старым другом произвела на будущего епископа сильнейшее впечатление. "Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, — удивился друг, — оно черное, как у эфиопа". Нифонт немедленно обратился в молитвах к Божией Матери, прося Ее заступничества. После долгой молитвы он увидел на иконе, что лик Царицы Небесной просветлел, и Она улыбнулась. С тех пор Нифонт непрестанно молился Божией Матери. Если он впадал в грех, Пресвятая Богородица отворачивала от него Свой лик, а после его покаянных слез и молитвы опять милостиво взирала на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь. После болезни, от которой получил исцеление по заступничеству Божией Матери, Нифонт принял иноческий постриг и изнурял тело в борьбе со страстями. Подвижник получил от Господа дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. В преклонном возрасте праведник посетил Александрию. В видении он был указан патриарху как достойный человек для принятия епископского сана. В скором времени Нифонт занял епископскую кафедру г. Констанция на Кипре. Однако прослужить в архиерейском сане святому пришлось недолго. За три дня до своей смерти святитель узнал об этом. В последнюю ночь святой Нифонт долго молился о себе и о своей пастве. Святителю явился Ангел Господень с утешением и известием, что ему уготован вечный покой. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий (дни памяти 31 января и 15 мая), которому также было открыто время отхода праведника к Богу. После беседы со святителем Афанасием Нифонт замолчал. Вскоре лицо его просветилось как солнце, так что все присутствующие исполнились благоговейного трепета. В этот момент многие ощутили ароматное благоухание. Вскоре послышался голос с неба, призывающий Нифонта в вечный покой. Жители Констанции были опечалены фактом смерти своего епископа. Святые останки преподобного Нифонта, епис¬копа Кипрского, с честью погребли в церкви в честь святых апостолов.
04 января православные христиане празднуют день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы.
В день святой Анастасии на Руси крестьяне почитали женщин-матерей и славили материнство. Молитва, обращенная к Анастасии Узорешительнице, помогает счастливо разрешиться беременным женщинам. В этот день доставали из сундука родовое вышитое полотенце, чье белое полотно символизировало плодородную пашню, дающую хлеб (так роженица дает начало новой жизни).
Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Ее мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.
В темницах Рима в то время томилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Оставшись вдовой, она употребила наследство на милосердные цели. После того, как святого Хрисогона казнили по решению императора Диоклитиана, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности - поэтому Анастасию и называют Узорешительницей.
Когда стало известно, что Анастасия - христианка, император Диоклитиан приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему - Христу...». Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией (молодой вдовой-христианкой из Македонии, которая помогала ей в благочестивых трудах) продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками. Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа - святая Анастасия крестила их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещенных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг в 304 году святая Анастасия Узорешительница. Тело святой осталось невредимым - похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.
03 января день памяти мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших. Еще этот день поминается Православной Церковью как день преставления святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.
Мученица Иулиания достигнув совершеннолетия, была обручена, но когда узнала, что жених ее язычник и не желает принять христианской веры, то отказалась выйти за него замуж и решила остаться девой. Как ни принуждали ее к замужеству отец и жених, она осталась твердой в своем решении. Тогда отец безжалостно избил свою дочь и отправил к епарху Елевсию, чтобы он с ней делал что хочет. Иулиания была очень красива, и Елевсий долго уговаривал ее выйти за него замуж, но Иулиания по-прежнему говорила, что не может быть женою язычника. Тогда епарх Елевсий предал святую на муки. Сначала ее сильно избили, потом, повесив за волосы, обжигали и кололи раскаленным железом, а затем еле живую ввергли в темницу. И вот когда, лежа на земляном полу, Иулиания взывала к Богу о помощи, явился ей диавол в образе ангела и стал уговаривать принести жертвы идолам, обольщая мученицу Божиим милосердием: мол, согрешив, ты покаешься, и Бог простит тебя. Но святая вопросила Бога: «Поведай мне, Господи, кто он, говоривший такие слова?». И услышала голос Христа: «Иулиания, дерзай! Я с тобою! А над диаволом, пришедшим к тебе, Я даю тебе власть и силу; можешь делать с ним что пожелаешь». Тотчас раны мученицы зажили, и она встала невредимая и здоровая. А диавола, связанного Божественной силой, святая наказала побоями и утром по дороге на допрос выбросила в кучу грязи. На суде она вновь обличила епарха в нечестии. За это ее ввергли в разожженную печь, но мученица молитвой угасила огонь. Видя чудо, 500 мужчин и 130 женщин уверовали во Христа и громко исповедали Его Богом. Им всем отрубили головы. После этого Иулианию бросили в котел с кипятком и долго варили, но посланный Богом ангел сохранил ее невредимой. А огонь из печи вдруг устремился на стоящих поблизости и сжег многих мучителей. Наконец по приказу Елевсия Иулиании отрубили голову, и душа ее отлетела ко Господу Иисусу Христу, дивному во святых. Аминь.
Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, скончался 21 декабря 1326 года (сведения о нем помещены под 21 декабря/3 января) и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. В 1472 году древний Успенский собор, к тому времени обветшавший, стали перестраивать. В присутствии митрополита Московского Филиппа I (1464—1473) и нескольких епископов 14 июня разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежавшие открыто и сиявшие небесной славой. Оказалось, что в 1382 году во время пожара при нападении на Москву полчищ хана Тохтамыша огонь проник в гробницу святителя и уничтожил гроб святого. Тело же осталось невредимым. Честные мощи святителя Петра были переложены в новую каменную гробницу. Тогда же собор епископов установил праздник перенесению мощей святителя Петра 1 июля. Через два года строившийся храм обрушился, мощи святителя были засыпаны, но не повредились. Великий князь московский Иоанн III вызвал из Италии выдающегося зодчего Аристотеля Фиоравенти, под руководством которого 17 апреля 1475 года был заложен новый Успенский собор. Мощи святителя Петра были на время поставлены в храме во имя преподобного Иоанна Лествичника (по другим источникам, под Ивановскую колокольню). 12 августа 1479 года новый Успенский собор был освящен. 24 августа честные мощи святителя Петра митрополитом Геронтием (1473—1489) с епископами, великим князем Иоанном Васильевичем (1440—1505) и его сыном Иоанном (1458—1490) были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено).
От святителя Петра сохранилось три послания. Первое — к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христовы. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустым. Главный подвиг святителя Петра — борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.