Новости

31 января Церковь поминает святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.
Святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, установлено совместное празднование в знак глубокой благодарности Святой Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов Православной веры и ревностной защиты их от еретических учений.
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился примерно в 297 году в Александрии, в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что устраивал со своими сверстниками игру в священников, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем, в случае их согласия, совершал на берегу моря обряд крещения. Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником — первосвятителем Александрийской Церкви. В 326 году он был рукоположен во епископа Александрийского. Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Несмотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов. Первосвятитель управлял Александрийской Церковью вплоть до своей блаженной кончины в 373 году.
Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, был родом из знатной семьи, в которой почиталось христианство. Впоследствии Кирилл стал одним из выдающихся борцов за православие и великих учителей Церкви. Помимо изучения Священного писания, он изучал многие светские науки, в числе которых была и философия. Святой Кирилл был единодушно избран на патриарший престол Александрийской церкви после смерти Патриарха Феофила. Святитель Кирилл сразу же возглавил борьбу с яростными еретиками, распространившимися в Александрии. Но видя, что уговоры и увещевания не приносят результата, приложил все усилия, чтобы еретики были изгнаны из Александрии. Свой жизненный путь святитель Кирилл закончил в 444 году, в общей сложности он управлял Александрийской церковью в течении 32 лет. Перу архиепископа Кирилла принадлежит немало творений, основными из которых являются толкования Евангелия от Луки, Евангелия от Иоанна, Послания апостола Павла. Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.

30 января день памяти преподобного Антония Великого.
Родился в коптской богатой христианской семье. По преданию, его родители умерли, когда Антонию было всего двадцать лет, оставив ему заботу о малолетней сестре. В поисках пути к совершенству, он однажды услышал читаемое во время службы евангельские слова:«Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф.19:21). Приняв это как повеление свыше, Антоний отказался от родительского наследства, поручил сестру заботам знакомым ему христианским девственницам и ушел в уединение под руководство некоего старца. Вскоре он остался в полном одиночестве в Фиваидской пустыне, где прожил 20 лет, лишь иногда встречая приходящих к нему за советом. Здесь, согласно житию, он испытал всевозможные искушения от бесов, подкрепляемый Богом. Такой образ жизни сделал его известным и вокруг места его уединения возникли жилища подражающих ему людей. Поэтому в 305 году Антоний начинает чаще встречаться с ними, его поучения легли в основу зарождающегося монашества. К середине IV века он становится лидером всех египетских отшельников, но не смотря на стремление к одинокой молитве, не оставался в стороне от церковных событий. Так, он приютил Афанасия Александрийского, спасающегося от гонений, а затем по его просьбе пришел в Александрию поддержать православие против ариан. В благодарность Афанасий составил его жизнеописание, ставшее неоценимым источником сведений о пути преподобного. Возвратившись в пустыню он, через некоторое время скончался на 105 году жизни. Точное место его смерти и погребение неизвестно, но считается, что в 529 году при императоре Юстиниане его мощи были найдены и торжественно перенесены в Александрию. Затем в 623 году их перенесли в Константинополь, а оттуда в 980 году во Французское королевство.

29 января православная христианская Церковь отмечает день поклонения честным веригам святого и всехвального Апостола Петра.
Во время гонения на юную Иерусалимскую Церковь, воздвигнутого Иродом Агриппою, царем иудейским, около 42 года по Рождению Xриста, ревностный проповедник Евангелия — Апостол Петр закован был в цепи и заключен в темницу. Ночью, накануне того дня, в который положено было вывести Апостола на суд к народу, Ангел чудесно освободил Петра от оков и темницы (Деян. XІІ). Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме; благочестивые ученики его стяжали себе, как драгоценность и святыню, цепи или вериги св. узника и с уважением хранили, передавая их, при кончине своей, преемственно один другому. Верующие получали от них исцеления, как от платков и полотенцев, бывших на теле Апостола Павла (Деян. XІX, 12). Императрица Евдокия, супруга Феодосия ІІ (408—450), по обету своему бывши в Иерусалиме для поклонения святым местам, получила от иерусалимского патриарха Ювеналия между духовными сокровищами и чудотворные вериги апостола Петра. Пришедши в Константинополь, она одну из них в 439 году послала в дар дочери своей Евдоксии, супруге Римского императора. На литургии чтением Апостола Церковь упоминает о веригах, кои возложены были на Апостола Петра в Иерусалиме (Деян. XІІ, 1—11); Евангелием благовествует о восстановлении Апостола Петра в звании Апостола по его мученической смерти. В этот день вериги Апостола Петра выносятся на поклонение народу.

28 января день памяти преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника.
Преподобный Павел Фивейский
Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия (249 - 251) на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню.
Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. По смотрению Божию, уже незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: "Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его". Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Во время беседы прилетел ворон и принес им обоим хлеб. Преподобный Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его. Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях. Преподобный Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов, восходила к Богу. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца и, взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу. Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и покрыли пустыню обителями. Преподобный Павел считается отцом православного монашества.
Преподобный Иоанн Кущник
Преподобный Иоанн Кущник, сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе в V веке, получил прекрасное воспитание. Он любил читать духовные книги и, поняв тщетность мирской жизни, предпочел "паче пространного пути тесный и болезненный, и зело жестокий". Упросив родителей подарить ему Евангелие, он тайно удалился в Вифанию. В обители "Неусыпающих" он принял иноческий постриг. Молодой инок с усердием начал подвизаться в обители, удивляя братию своей непрестанной молитвой, безропотным послушанием, строгим воздержанием и терпением в трудах. Спустя шесть лет его постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника. Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах, надеясь, что их молитвами он, с помощью Божией, и родителей увидит, и козни диавола победит. Игумен дал ему свое благословение. Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не узнанный, поселился у ворот родительского дома. Родители посылали ему пищу со своего стола, Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще (шалаше), терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно черпал он оттуда глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь, открыв, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное. Лишь тогда святой показал родителям Евангелие, которое они ему подарили незадолго до того, как он покинул родной дом, и родители узнали своего сына. Со слезами радости они обняли его, одновременно скорбя, что так долго он терпел лишения около ворот родительского дома. Святой Иоанн завещал родителям похоронить его на месте, где стояла его куща, и положить в гроб в нищенском рубище, которое он носил при жизни. Скончался святой в середине V века, ему было не более 25 лет. Над местом его погребения родители построили храм Божий и при нем странноприимный дом. В XII веке глава святого была перенесена крестоносцами в Безансон (Франция), мощи преподобного находятся в Риме.

27 января отдание праздника Богоявления.

В этот же день православная церковь чтит память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Отдание праздника в православном богослужении – последний день попразднства многодневного, как правило, великого праздника. Понятие отдания праздника встречается в Ветхом Завете: «в [течение] семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев23:36) Отдание праздника отмечается особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник.
Святая равноапостольная Нина
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в Каппадокии. Ее отец Завулон происходил из знатного рода и доводился родственником святому великомученику Георгию. Мать Сусанна была сестрой Патриарха Иерусалимского. С 12 лет Нина воспитывалась в Иерусалиме, проявляя послушание и с усердием читая Священное Писание. Однажды она заинтересовалась судьбой нетленного Хитона Господня и прочитала, что он, по преданию, был перенесен в Иверию (так раньше называли Грузию). Узнав, что Грузия еще приняла христианство, Нина начала молиться Пресвятой Богородице, прося ее помощи в апостольском служении и обретении Хитона Господня. Дева Мария, услышав молитвы юной праведницы, явилась ей во сне, вручила крест из виноградной лозы и направила в Иверию, обещав свое покровительство. Патриарх Иерусалимский благословил Нину на подвиг апостольского служения. Чудом избежав по пути мученической смерти от армянского царя Тиридата, она прибыла в Грузию около 319 года. В Мцхете, древней столице Грузии, проповедница нашла приют в семье бездетного садовника, своими молитвами она помогла его жене разрешиться от бесплодия и уверовать во Христа. Слава о Нине распространилась в окрестностях. В день Преображения Господня по молитве святой Нины буря низвергла с высокой горы языческие идолы. Позже святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану. Приняв крещение, та стала ревностной христианкой. Однако даже несмотря на чудесное исцеление супруги царь Мириан по наущению язычников едва не подверг святую Нину жестоким мучениям. Спасло ее то, что померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла город. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света, но тщетно. Тогда они воззвали к Богу. Мрак мгновенно рассеялся, и засияло солнце. Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял крещение вместе со своей свитой. На том месте, где святой Нине открылся Хитон Господень, воздвигли первый в Грузии христианский храм. В 324 году византийский император Константин по просьбе царя Мириана прислал в Грузию епископа, двух священников и трех диаконов, и в стране окончательно утвердилось христианство. Получив известие свыше о близкой кончине, святая Нина попросила царя Мириана прислать к ней епископа Иоанна. Вместе с епископом прибыл и сам царь вместе со всем духовенством. У смертного одра святой Нины они стали свидетелями многих исцелений.

26 января день памяти мучеников Ермила и Стратоника; преподобного Иринарха, затворника Ростовского; преподобного Елеазара Анзерского.

Мученики Ермил и Стратоник.
«Ермил славный и богомудрьгй Стратоник, двоица чудная», пострадали при царе Ликинии. Святой Ермил был диаконом г. Сингидона (ныне Белград, столица Сербии); осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго мучим за имя Христово. «Повешен и ранами озлобляем», он остался непреклонен и был потоплен в реке Дунае. Стратоник был тюремный страж, тайный христианин и друг святого Ермила. Видя страшные мучения своего друга, он не мог удержаться от слез и, будучи, таким образом, уличен в христианстве, после истязаний также был потоплен в Дунае. Мощи их на третий день были обретены верными на берегу реки и погребены близ Сингидона. Хотелось бы особо отметить, что и во время пребывания в темнице, и подвергаясь нечеловеческим пыткам, с уст Ермила и Стратоника не сходило имя Господне. Так, по дороге в темницу, Ермил воспевал: "Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек" (Пс.117:6), "На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть" (Пс.55:5). При входе же в темницу он воспел: "Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя, и приди спасти нас" (Пс.79:2,3) и "Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?"(Пс.26:1). Святой среди истязания имел одну радость - во Христе и молился, возводя к Нему душевные очи: "Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне" (Пс.69:2), "Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому" (Пс.83:3), "Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои" (Пс.62:6). Святой Стратоник молился и говорил: "Не помяни грехов моих предков" (Пс.78:8). А когда Ермил и Стратоник оказались в одно темнице, то оба взывали к Богу: - "Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего" (Пс.78:9). В ответ на это, послышался Божественный голос, который говорил: «Вы совершили течение, сохранили веру, и вам уготован венец правды (ср. 2Тим.4:7-8), который получите по утру». По дороге к реке, куда вели мучеников Ермила и Стратоника на утопление, они радостно пели: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!".
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель - Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Старец Иринарх непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.
Преподобный Елеазар Анзерский
Благоустроитель и первоначальник монашеской жизни на Анзере, преподобный Елеазар, происходил из города Козельска, из купеческой семьи Севрюковых. Еще будучи молодым, подвижник пришел в Соловецкий монастырь и был принят в братию преподобным Иринархом. "Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашестество." По благословению настоятеля преподобный Елеазар переселился на пустынный Анзерский остров. Поначалу он жил около озера, тогда именуемого Круглым, а ныне называемом по его имени Елеазаровым. На невысокой горе, расположенной чуть восточнее озера, он водрузил крест и поставил маленькую келью. Жизнь пустынника была нелегкой и сопряженной со многими трудностями. Многие искушения вставали на пути преподобного. Он прожил несколько лет в одиночестве, совершая молитвенный подвиг и преодолевая неизбежные в островных условиях тяготы. Для снискания пропитания и провождения времени в постоянном труде преподобный делал деревянные чашки, которые выносил к месту стоянок мореходов. Путешествующие охотно брали эти чашки с собой, оставляя взамен хлеб и съестные припасы. В 1616 году инок Елеазар "встретился в пустыне с таким же подвижником, соловецким иеромонахом Фирсом, и от него принял пострижение в схиму". С принятием схимы преподобный увеличил свои подвиги и перешел на другое место жительства, к морской губе, ныне называемой Троицкою. К пустыннику начали приходить ищущие уединения и безмолвия. Появилось небольшое братство пустынножителей, для которого преподобный Елеазар ввел древний порядок пустынной жизни. Общая молитва совершалась или в часовне, или в келлии преподобного; за исключением собрания на общую молитву, отшельники проводили свою жизнь уединенно, не посещая келлии братьев и никого не принимая у себя. "Среди разнообразных забот о благоустроении своего скита преподобный Елеазар приближался к кончине и созревал для вечности". Он изложил в рукописи опыт своей духовной жизни и историю основания скита. О невзгодах и тяготах так писал он в своей книге: "Когда меня угнетали многия скорби, так что я близок был к мысли оставить Анзерский скит, мне неоднократно слышался неведомый голос: "не бойся, Господь с тобою", или: "в терпении вашем стяжите души ваши" (Лук. 21.9), или: "вы, сильнии, немощи немощных носите" (Римл. 15,1). Таким явлениям я не верил, чтобы не впасть в прелесть вражию. Но неверие мое исчезло при следующем явлении: стою я в келии и смотрю в окно; в это время внезапно представилось мне, будто на полуденной стороне разразился страшный гром и послышались Евангельские слова укоризны: "о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе теплю вы?" (Матф. 17,17). В то же скорбное для меня время, было мне следующее видение: стою я будто в какой-то прекрасной долине. Некто подошел ко мне и, указав на небо, сказал: посмотри! Взглянув, я увидел по всему небу необыкновенно светлый луч, подобный радуге". 13 (26) января 1656 года Анзерский скит лишился своего основателя. Преподобный Елеазар, причастившись Святых Христовых Таин, мирно предал душу свою Богу. Перед кончиной святой старец еще беседовал со своими учениками, увещевая их жить добродетельно, не изменять устава и благочестивых обычаев скита. Преподобный подвизался на Анзере более сорока лет. Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги "Цветника", в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила.

25 января православные христиане почитают память раннехристианской мученицы Татианы Римской.
Святая великомученица Татиана родилась в древнем Риме — во времена жестоких императоров, преследовавших православных христиан. Отец Святой Татианы тайно исповедовал христианство и, естественно, в православной вере воспитал свою единственную, любимую дочь. Татиана за свою жизнь помогла очень многим людям - помогала больным и заключенным, бедным и бездомным. Она отреклась от счастья в семейной жизни ради своей веры. Поставленная диаконисой, она искренне служила Христу и ее очень любили римские христиане. Во время гонений в 226 году девушка была схвачена, и ее привели в храм язычников. Но она не захотела приносить жертву Аполлону и ее подвергли ужасной пытке – истязанию железными крюками. Татиана молилась о своих мучителях, чтобы Бог открыл им свет истины и неожиданно палачи увидели ангелов, которые окружили святую. Они отказались истязать мученицу, и были сами за это замучены, приняв крещение своей кровью. На другой день распростертую на земле Татиану избивали жезлами, но палачи сами чувствовали, как эти удары наносились им. После этого великомученицу отвели в темницу, а на утро ран на ее теле не оказалось, а лицо Татианы было радостно. После очередных пыток девушку привели на арену цирка в клетку со страшным львом. Но он лизал ей ноги и ласкался к ней. Тогда святую пытали огнем, но она не поколебалась духом. Судья решил, что Татиана имеет какую–то волшебную силу, ей остригли волосы и закрыли в храм Зевса. Через три дня жрецы увидели, что статуя божества разбита вдребезги, а Татиана пребывает в радости. Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве Святой Татианы, многих привели к вере во Христа. И тогда испуганные гонители осудили мученицу на казнь мечом. Отца казнили вместе с дочерью. Святая Татиана не отреклась от своей веры: она умерла в пытках, но духовно свободная и непобедимая. Молитва Святой Великомученице Татиане помогает в самых разных жизненных ситуациях. Если у Вас не хватает силы духа что-либо сделать, слабый характер, слабая сила воли, учеба дается с трудом, есть проблемы со здоровьем — тогда читайте молитву Святой Татиане. Также Святая Великомученица Татиана является официальной православной защитницей и помощницей для всех девочек, девушек и женщин с именем Татьяна.

24 января православный христианский мир вспоминает преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника; преподобного Михаила Клопского, Новгородского.

Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам. Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидали, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим. В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках - греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке. Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491-518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора. Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине; по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях. Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: "Гнев Божий надвигается на восточную страну". Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Михаил был из княжеского Московского рода, но свое знаменитое происхождение скрывал. Тайно он оставил Москву и, приняв на себя Христа ради юродство, начал свои подвиги в Великом Новгороде. Около пяти лет никому не известный и никого не знающий он ходил по улицам города в нищенской одежде, затем явился в Клопский монастырь, находящийся в пятнадцати верстах от Hовгоpода. Это произошло 23 июня 1408 года. Появление Христа ради юродивого в монастыре было таинственным. После утренней службы, братия обнаружили в одной из келий старца, сидящего за столом и переписывающего Деяния Апостолов. На все расспросы братии: кто он, как его имя и откуда он пришел, он не отвечал. Игумен монастыря Феодосий благословил старца жить в обители. Принятый в число иноков, Михаил вскоре сделался примером благочестия и самоотвержения. Бог одарил своего угодника великим даром пророчества и чудотворения. Преподобный Михаил предсказал Hовгоpоду о его падении. Как повествует предание, архиепископу Новгородскому Евфимию, посетившему Клопский монастырь в январе 1440 года, блаженный Михаил сказал: "Днесь великий князь торжествует: Господь даровал ему наследника. Зpю младенца, ознаменованного величием: вот игумен Тpоицкой обители Зиновий крестит его, именуя Иоанном! Слава Москве: Hовгоpод падет к ногам Иоанновым и не возстанет". Спустя сорок лет это пророчество сбылось. Много потрудился преподобный Михаил для Клопского монастыря, от многих бед избавил он свою обитель. По молитвам святого во время засухи вблизи монастыря был чудесным образом открыт источник, который обеспечил водой всю округу. Прожив в Клопской обители 44 года преподобный Михаил преставился 11 января 1453 года и был погребен в монастырской Троицкой церкви. После его кончины Господь прославил чудесами своего угодника. Жития преподобного содержат множество примеров спасения людей, застигнутых в пути бурей или ненастьем, исцеления их от тяжелых болезней и недугов. Всем нуждающимся по молитвам их подает помощь святой Михаил Клопский, Новгородский чудотворец.

23 января православная Церковь чтит память великого богослова и деятеля христианской мысли Святителя Григория, епископа Нисского.
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого. Рождение (335г.) и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии. Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры. Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря, святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии. Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием. Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора (после 394г.). Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения. Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

22 января Святая Православная Церковь поминает пророка Самея; мученика Полиевкта; преподобного Евстратия чудотворца; святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.
Пророк Самей жил при царе Соломоне и сыне его Ровоаме, которому пророк от лица Божия запретил воевать против 10 колен Израилевых, отделившихся от потомков Давидовых.

Святой мученик Полиевкт Мелитинский был первым мучеником, пострадавшим в армянском городе Мелитин. Был он воином, а когда начались гонения на христиан, он вышел на городскую площадь, разорвал висевший там царский указ об обязательном поклонении идолам и выбил из рук жрецов идолов, которых они несли. За это святого Полиевкта после жестоких истязаний обезглавили в 259 году, во время правления императора Валериана.
Преподобный Евстратий происходил из города Тарса. 20-ти лет он тайно ушел из дома родителей и поселился в Авгаровской обители (на Олимпе в Малой Азии). Там он проводил строгую подвижническую жизнь, питаясь только хлебом и водой, ночи же проводя в молитвах. Спустя некоторое время он был избран настоятелем обители. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) преподобный Евстратий, скрываясь от преследования, скитался в горах и пустынях, а после смерти царя возвратился в монастырь. Молитва не сходила с его уст, он непрестанно повторял слова: "Господи, помилуй!". Перед смертью он дал наставление инокам: не привязываясь к земным благам, постоянно думать о будущей жизни. Осенив себя святым крестом, он произнес: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой" и скончался мирно, 95-ти лет от роду.

Святитель Филипп, митрополит Московский, считается мучеником за правду и человеколюбие. Выросший в благочестивой семье, будущий митрополит с детства полюбил чтение Священного Писания. В 30 лет он отправился в Соловецкую обитель, где и принял постриг с именем Филипп. Вскоре он стал настоятелем монастыря. Много труда он приложил для благоустройства своей обители. Труды его были замечены, и он был возведен в сан митрополита Московского. Иоанн Грозный выбрал его, соловецкого игумена, кроткого молитвенника и пустынника, митрополитом. Это были тяжкие годы опричнины. Видя жестокости и казни невинных людей, святитель Филипп выступил с обличением великого государя. Опричники жестоко расправились с митрополитом. Ворвавшись в алтарь, они сорвали с него церковное облачение, одели в рубище и увезли на дровнях в Богоявленский монастырь. Святитель Филипп принял мученическую смерть - был задушен Малютой Скуратовым.