Новости

20 февраля по церковному календарю правосланые христиане восточного обряда чтят память святителя Парфения, епископа Лампсакийского, и преподобного Луки Еладского.

Святитель Парфений, епископ Лампсакийский, родился в городе Мелитополе (Малая Азия), где его отец Христофор служил дьяконом. Юноша не учился грамоте, но хорошо усвоил Божественное Писание, часто присутствуя в храме на богослужениях. Парфений славился добрым сердцем, и, занимаясь рыболовством, он раздавал вырученные деньги нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18-ти лет именем Христовым лечил болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп дал ему образование и посвятил во пресвитера. В 325 году, в царствование Константина Великого, архиепископ Кизический Ахиллий поставил Парфения епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе было множество язычников, и святитель стал усердно распространять веру во Христа, утверждая ее по воле Божией многими чудесами и исцелениями больных. Люди слушали святого Парфения и постепенно стали отходить от языческих верований. Осознав это, святитель Парфений отправился к царю Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Царь принял святителя с честью, дал ему грамоту на разорение капищ и снабдил средствами для постройки храма. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвигнуть прекрасный Божий храм. На одном из разоренных капищ святитель Парфений нашел большой камень, удобный для возведения святого престола в храме, и приказал обработать камень и отвезти на строительство церкви. Дьявол озлобился, что со священного капища был взят добротный камень, и своими силами опрокинул повозку — тем камнем убило возничего. Но святой Парфений воскресил своего помощника глубокой молитвой, также он посрамил дьявола, который хотел воспрепятствовать Божьему делу. Милосердие святителя Парфения было настолько велико, что он никогда никому не отказывал в исцелении — к нему шли многие горожане и странствующие по дорогам люди, те, кто были отягощены телесными недугами и одержимы нечистыми духами. Народ перестал обращаться к врачам, так как все болезни, во Имя Господа Иисуса Христа, исцелял святой Парфений. Великой силой Имени Христова изгнал святитель множество бесов из людей, домов, морских вод. Когда святитель изгонял беса из одного человека, одержимого им с детства, нечистый дух стал просить святого дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и, открыв уста свои, сказал бесу: «Войди и обитай во мне». Дьявол, как бы опаленный огнем, возопил: «Как я войду в дом Божий?» — и скрылся в местах дальних, пустынных и непроходимых. Являя людям великую силу веры во Христа, святитель Парфений обратил множество идолопоклонников к истинному Богу. А сам святитель скончался мирно, он был торжественно погребен рядом с соборной церковью Лампсака, в построенной им самим часовне.

 

Преподобный Лука был сыном бедного земледельца. С детства ему внушили любовь к посту, молитве, труду, а главное - к ближнему. Он мог отдать нищему последний кусок хлеба, с которым родители отправили его с утра в поле, а сам остаться голодным или снять с себя одежду и подарить нуждающемуся. Упреки родителей Лука сносил в смирении, но ничем нельзя было заглушить в его сердце жалость к бедным, удержать от помощи им. Однажды Лука нес пшеницу и встретил нищих. Пожалев голодных, он отдал им почти все зерно, оставив себе только малую часть для посева. Но всемогущий Господь, с любовью взирающий на милостивых, эту малую часть взрастил обильными всходами: в тот год было собрано больше, чем во все прежние... Еще в юношеские годы Лука пожелал вступить в иночество и подвизался в разных приморских городах Аттики; последним местом его пребывания была гора Стирий. Подвижнической жизнью он достиг великой святости. Воздержание его было так велико, что ел только ячменный хлеб и грубую растительную пищу. Плоды же, которые сам выращивал, и семена он раздавал приходившим к нему страждущим или тайно относил на соседние нивы. Таким образом, своими трудами питая других, сам Лука пребывал в вечном посте, а нередко и в голоде. Спал он в яме, которую выкопал в келье для постоянного напоминания себе о смерти. Целые ночи он проводил в молитве. Повторяя до изнеможения «Господи помилуй!». И Бог не оставил Луку своей милостью - ему был послан провидческий и целительский дар, который преподобный использовал для помощи людям. Предвидев скорую кончину, преподобный Лука начал готовиться к ней в полном уединении и безмолвии. И Господь послал ему шесть дней, преподобный мирно скончался, возблагодарив Бога.

19 февраля день памяти преподобного Вукола, епископа Смирнского. Также этот день является днем почитания иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской».


Преподобный Вукол, епископ Смирнский, ученик святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был им поставлен первым епископом Смирнской Церкви (Малая Азия). Угодник Божий Вукол с младенчества своего отличался незлобием и целомудрием, и был преисполнен Духа Святого. Благодатию Божией, святитель Вукол обратил ко Христу и крестил множество язычников и как опытный и мудрый наставник защищал свою паству от тьмы ересей. Скончался в мире около 100 - 105 года. Свою паству он передал святому Поликарпу, знаменитому мужу апостольскому, который также был учеником святого апостола Иоанна Богослова (память его 23 февраля). У гроба святителя Вукола выросло миртовое дерево, которое исцеляло больных.
Елецкая-Харьковская (Черниговская) икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655 - 1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери. Преподобный Антоний (+ 1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068 - 1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем. Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. В 1238 году татарские полчища Батыя вторгнулись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп.Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены. После этого там, где подвизался преп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый киевский князь Симеон Олельникович возобновил Елецкий монастырь. Св. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру. Впрочем, есть еще другое известие, по которому св. образ еще раньше, когда в 1579 году, в Баториеву войну, Чернигов перешел в руки польского короля, - взял в Москву князь Барятинский, потомок черниговского князя Святослава Ярославича. Во второй половине 19 века святитель Филарет (Гумилевский) записал с чьих-то слов такую версию обретения этой иконы: «...в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский... был в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти, отдал бывшую с ним св. икону Пресвятой Богородицы в харьковский Успенский собор. Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения....». В апреле 2012 года был восстановлен первообраз Елецкой-Харьковской иконы, который в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Елецкая-Харьковская» (Черниговская) молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих.

 

18 февраля в православной Церкви праздник святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского.

     Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви. Святитель Феодосий был одним из тех деятелей, которые «не высокая мудрствующее, но ведущееся смиренными» (Римл. ХІІ, 16), успевают сделать и для общественного блага не менее, чем великие и сильные мира сего.
      Святитель Феодосий Черниговский происходил из заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией. Окончив курс Киево- Братской школы (впоследствии ставшей Духовной академией), он принял постриг в Печерской лавре с наречением ему имени Феодосий, в честь преподобного, которого он особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы его иноческой жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и в жизнь его невольно вторгалась мирская суета шумного города. Более соответствовала его аскетической настроенности жизнь в пустынном Корсунском монастыре, куда его затем назначили настоятелем, но его вскоре перевели в Киево-Выдубицкий монастырь, совершенно разоренный войной. Он его восстановил и благоустроил, но здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений, причем он выказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение. Архимандрит Феодосий ездил в Москву с игуменом Димитрием (свт. Димитрий Ростовский; память его 21 сентября) с важным церковным поручением. Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям, чтобы представить их царю и Патриарху. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви после 200-летнего разделения были воссоединены. А в 1691 г. архимандрит Феодосий - тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря - был назначен по просьбе престарелого архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником. В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед и сослужения. Архиепископа Лазаря святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом Церкви»; таким образом, Черниговская епархия стала сразу управляться двумя столпами Церкви. Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями отца и сына. Через два года архиепископ Лазарь умер, и святитель Феодосий стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил его пастырскую и просветительскую деятельность, устраивал монастыри, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерден и сострадателен. Предчувствуя свою близкую кончину, святитель Феодосий посвятил иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 г. и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе. Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне. Начались они с исцеления преемника его по кафедре архиепископа Иоанна (память его 10 июня). В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра - и будешь здоров». К изумлению окружающих, преосвященный Иоанн велел отслужить в покоях своих вечерню, прочитать для него правило и наутро приготовить все для его служения в соборе, и на другой день, совершенно здоровый, служил Божественную литургию. «Иди в собор, отправь молебен - и будешь здоров», - сказал святитель Феодосий во сне немому. На другой день немой заговорил, а в портрете святителя узнал своего исцелителя. «Прощаю и разрешаю», - сказал он священнику, исповедовавшему ему во сне грехи, и обещал ему исцеление больного сына, и на другой же день младенец выздоровел. «Ты не говела, это нехорошо, - сказал во сне святитель Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, - ты недостойна будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу». «Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет», - сказал он другой женщине. И муж ее выздоровел. Одним словом «успокойся» прекратил он нравственные страдания одной больной. Невозможно описать всех его чудес. Святые мощи его были обретены нетленными в 1776 г.; новый гроб соорудил ему в 1824 г. исцеленный им раскольник Горбунов, тут же обратившийся в Православие. Правильную запись его чудес начали в 1850 г. Торжественное открытие мощей святителя Феодосия произошло 9 сентября 1896 г., причем было обследовано под присягой 49 случаев исцелений. Черниговские торжества собрали более 150 тысяч человек народу и сопровождались многочисленными чудесами.

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

 

Также, 18 февраля православная Церковь памятует Святую мученицу Агафию.


Агафия была дочерью именитых и богатых родителей христиан из города Палермо (прежнее название Панорм) в Сицилии. Во время гонения при императоре Декии (249 - 251) градоправитель Катаны - Кинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафий, послал за ней воинов, чтобы привести ее на суд как христианку. В Катане святую поместили у одной богатой женщины, имевшей пятерых дочерей. Все они старались соблазнить святую Агафию нарядами, угощениями, развлечениями, убеждая ее принести жертву языческим богам, но святая не поддалась на их уловки и, презрев все наслаждения, молила Господа даровать ей силы на мученический подвиг. На допросе у Кинтиана святая мученица не склонилась ни на ласки, ни на уговоры и была подвергнута жестокому глумлению: ей терзали грудь железными когтями и, наконец, отрезали сосцы. В темнице страдалице явился святой апостол Петр и исцелил ее от ран. Вновь приведенная на пытку святая Агафия изумила Кинтиана тем, что грудь ее была невредима. Тогда ее опять стали мучить. В это время в городе началось землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила ближайших друзей Кинтиана. Перепуганные жители прибежали к Кинтиану, требуя, чтобы он прекратил пытки. Опасаясь народного возмущения, Кинтиан отослал святую Агафию обратно в темницу, где мученица, воздав благодарение, мирно предала дух свой Богу. Согласно церковному преданию, когда на острове Сицилия (ролина святой) началось извержение вулкана Этна, верующие взяли одежду с гробницы Агафьи и вышли с ней навстречу потокам лавы – извержение прекратилось. Поэтому агафья считается защитницей от пожаров. К этой же мученице крестьяне всегда обращались с просьбой вылечить скот от всевозможных болезней.

17 февраля по церковному календарю день памяти преподобного Исидора Пелусиота и преподобного Николая Исповедника, игумена Студийского.

Исидор был родом из Александрии, происходил из благочестивой христианской семьи. Состоял в родстве с Феофилом Александрийским. В юношеские годы Исидор удалился на Пелусиотскую гору, где жил пустынником, подражая Иоанну Крестителю. Во время путешествия в Константинополь познакомился с Иоанном Златоустом и стал его учеником, посвятив себя христианской проповеди. В своих посланиях он обращается с наставлениями к воинам, монахам и высокопоставленным лицам духовным. Порицал арианство. Его послания, сохранившиеся в большом количестве (более 2000), начали издаваться уже с XVI века. Исидор выступал в защиту Иоанна Златоуста во время гонения на него императрицы Евдокии. После смерти святителя Иоанна Исидор убедил Феофила, архиепископа Александрийского, включить имя Иоанна в диптихи для поминания как исповедника. Исидор во время обострения споров с несторианами писал императору Феодосию II и убедил его созвать Третий Вселенский Собор для решения этого вопроса. Исидором были перенесены из Египта в Писидию (Малая Азия) мощи преподобных Паисия Великого и Павла Фивейского. Преподобный называл царыцей добродетелей девство и призывал пастырей, обязанных по своему званию поучать жен, бдительно хранить свою душу чистой от чувственных помыслов, июо иереи должны быть святее и чище живущих в пустынях. Подавая своей жизнью пример смирения, преподобный учил, что исполнил какую-либо добродетель, но должен сожалеть о том, что так мало сделал угодного Господу. Из дошедших до нашего времени писем преподобного Исидора лишь немногие касаются догматических вопросов: он больше учил «практической философии», считая ее «основанием здания и самим зданием, логику же – украшением его, а созерцание – венцом здания». Преподобный Исидор скончался в глубокой старости в своей обители около 436 года, глубоко почитаемый всей Церковью.
                                           

  Николай Исповедник, игумена Студийский.

В VIII-IX вв. было множество исповедников и мучеников, охранявших чистоту христианского учения и неустрашимо возвышавших голос в опровержение возникавших одно за другим заблуждений. Среди прочего свирепствовала ересь иконоборчества, производившая сильное смятение на Востоке. Казни и пытки за иконопочитание почти не прекращались, но православные не отступали ни перед какими мучениями и защищали право почитать Господа и Его святых в их изображениях. Одним из претерпевших за иконопочитание жестокие истязания и изгнание был преподобный Николай, игумен Студийского монастыря. Он родился в 793 году на Крите, в городе Кидонии. В десятилетнем возрасте был отдан родителями в Константинопольскую Студийскую обитель, где подвизался в иночестве его дядя Феофан. Мальчик учился при монастыре, а затем был пострижен в иночество и принял сан. Николай достойно проходил свое служение и вполне созрел для ожидавшей его трудной борьбы. Мир церкви был нарушен иконоборческой ересью. Царь Лев Армянин (813-820) ожесточенно преследовал защитников иконопочитания, а преподобный Николай вместе с Феодором Студитом были заточены в Мезопу, близ Аполлониадского озера, а отсюда были переведены на восток - в укрепление Вониту. Но и будучи в заточении они находили возможность поддерживать связь с православными и распространять благочестие. Узнав об этом, царь приказал подвергнуть узников жестоким истязаниям и морить голодом, но среди страданий они только благодарили и славили Бога. Через три года после этого за новые писания в защиту икон святые Николай и Феодор снова были подвергнуты мучениям, переведены в Смирнские пределы и заключены в темницу, где и оставались около двадцати месяцев. При Михаиле II Бальбе, который также был иконоборцем, но не преследовал народ за иконопочитание, все заключенные были освобождены, но так как в Константинополе не дозволялось держать икон, то святые Феодор и Николай поселились на вифинийском Акритосе, где св. Феодор и кончался в 826 г. Когда при воцарении Феофила снова началось гонение на святые иконы, преподобный Николай, оставив свое убежище, скитался с места на место до смерти гонителя и уже во время царствования его благочестивой цены Феодоры, успокоившей Церковь восстановление иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе, возвратился в Студийскую обитель. Здесь он был поставлен игуменом, но года через три отказался от игуменства, желая предаться полному безмолвию. Со временем, при возникших при дворе и в городе смутах, против которых безуспешно действовал сам патриарх Игнатий, преподобный Николай, вторично ставший тогда по настоятельной просьбе братии игуменом, оставил обитель и снова скитался по разным убежищам, пока не был схвачен по повелению царя и на два года был заключен в темницу Студийского монастыря. Только с воцарением императора Василия I Македонянина (867- 893) преподобный Николай был освобожден из темницы и по желанию царя был поставлен в игумены Студийского монастыря, хотя и считал себя слишком старым для этой должности. Преподобный Николай мирно скончался на 75-м году жизни, в 868 г.

16 февраля Попразднование Сретения Господня. Православная христианская Церковь чтит память праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Симеону Богоприимцу принято молиться при болезнях младенцев. Основанием к этому послужило то, сто, согласно церковным преданиям, Симеон принял на руки Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Этот святой всегда изображается на иконах с Младенцем на руках. А святой Анне молятся, прося защиты от молнии и пожаров.
Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь. Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285 - 247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы". С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии. И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22 - 35). Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36 - 38). О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212 - 1220; + 1232; память 8 октября).
В это же день поминается мученик Власий, Кесарийский пастух – Вукол, который жил в III веке, происходил из Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) и был пастухом (по-гречески вукол). Когда настало гонение на христиан, святой Власий добровольно предал себя в руки мучителей, его подвергли истязаниям, били воловьими жилами, но Господь исцелил его раны. Тогда Власия бросили в котел с кипящей водой, но и там он остался невредим. Воины-язычники, видевшие это чудо, уверовали во Христа Иисуса. Правитель, желая показать, что мученик не получил никакого вреда от того, что вода остыла, бросился в котел и скончался. Обратив многих к вере во Христа, святой Власий мирно предал свою душу Богу. Пастушеский жезл святого вонзили в землю, и он вырос в огромное дерево, которое покрыло своими ветвями алтарь церкви, воздвигнутой над его мощами.

Неделя о блудном сыне.

В этот день вспоминают притчу о блудном сыне и рассуждают о ее символизме. Этот воскресный день открывает еще одну подготовительную неделю к Великому посту. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о возвращении промотавшего свою часть наследства сына в дом отца, который с радостью принимает его. Так Церковь показывает нам образец неисчерпаемого милосердия Божия ко всем раскаявшимся грешникам. Особенность литургии в этот день - пение на yтpени, после торжественных псалмов полиелея 136 псалма «На реках Вавилонских...». Это псалом изгнания, который пели евpеи в вавилонском пленy, вспоминая свой город Иеpyсалим. Чему учит этот день? В отношениях с людьми мы можем оказаться в роли героев притчи - отца, блудного сына или его старшего брата, который жил и работал с отцом и не обрадовался возвращению заблудшего. Неделя о блудном сыне призывает ощутить в себе образ Божий, стремление к божественной красоте и осознать глубину своего падения, отдаления от Господа. Пост и покаяние помогают вернуться из «страны далече» в дом Отца Небесного.

15 февраля праздник Сретения Господня.

«Величаем Тя, Живодавче Христе,
и чтим Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону ныне принеслся
еси в храм Господень».
(величание из праздничного канона)

15 февраля в праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Установление празднования Сретении Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году. В самый день праздника прекратилась свирепствовавшая в Византийской империи эпидемия моровой язвы, унесшая многие тысячи жизней. На Руси этот праздник отмечают с десятого века. В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени. Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос. Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с новым высшим Законом Божественной любви, принесенным миру Господом нашим Иисусом Христом. Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века. Особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественное празднество; и моровая язва остановилась. Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона «откроются Тебе помышления многих сердец» — то есть откроются Тебе сердца человеческие, с их болью и страданиями, — и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого богородичного праздника. Вспоминая это событие, мы должны задуматься о том, что с нами происходит: мы среди тех, кто восстает со Христом, или среди тех, для кого Он — предмет пререканий? Мы должны задуматься также и о том, достаточно ли сильно мы верим в предстательство Божией Матери, способной через Свои страдания реально видеть нашу скорбь и нашу боль и откликаться на нашу молитву. И пусть сей праздник подвигнет нас к еще более бережному хранению священной памяти об этом событии, а также о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть Предстательницей и Молитвенницей о всех нас. Аминь.

В народном сознании в этот день зима с весной встречаются. На Сретение святят воду и эта вода почитается чрезвычайно целительной. Громницы - так называют свечи, которые приносят в этот день в церковь освящать. Считают, что эти свечи громят силу бесовскую, дабы она не вредила честным людям громом и молнией, а также проливными дождями и градом.

14 февраля предпразднество Сретения Господня. В этот день православная Церковь празднует День мученика Трифона.

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238 - 244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Когда на царский престол вступил император Декий (249 - 251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви. К святому Трифону в народе обращались, не только прося избавления от насекомых и крыс, но и во время скорби. А девушки просили святого Трифона послать им хорошего жениха, потому что в старину февраль был свадебным месяцем.

13 февраля православная Церковь памятует бессребреников мучеников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии.

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклетиана (284—305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни. В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой — 15 лет, Феодотией — 13 лет и Евдоксией — 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Диоклетиан Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна. Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.

Мучеников Викториана, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона, и Палия.
Все сии святые мученики пострадали за веру Христову в царствование Декия. Викторин, Виктор и Никифор были вложены в каменную ступу и истолчены каменным пестом; Клавдий скончался по отсечении рук и ног; Диодор был сожжен огнем; Серапион усечен в главу; Палий ввержен в море.
Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский
Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", - и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства. Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.

12 февраля Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами:
- Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего Великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый - божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.
Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви.
Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят, отошел в горные обители.
О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Аминь.

11 февраля День перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца.

В этот же день поминается святитель Лаврентий, затворник.
"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам... Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение"(из наследия Игнатия Богоносца).
Святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году. Христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, "смотря на епископа как на Самого Христа".


Блаженный Лаврентий, который возымел дерзновение, как добрый воин Христов, одними собственными силами вести борьбу с противоборствующим душе губителем-дьяволом, врагом подвижников, подвизался и прославился в святом Печерском монастыре после искушения, постигшего преподобных затворников Печерских Исаакия и Никиту. Он пожелал посвятить себя молитве в строгом затворе, утвердившись в той мысли, что именно о затворническом житии Господь говорит в словах: "когда ты молишься, войди в дом свой, затвори за собою дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:6). Но преподобные отцы решительно не советовали ему делать это в святом Печерском монастыре, где дьявол наиболее строил козни спасающимся отцам. Они вспоминали, как здесь враг одолел Исаакия и Никиту, боровшихся с ним наедине, в затворе; их обоих, едва лишь после многих молитв, привели в чувство. Тогда Лаврентий, простившись с братией, отошел в монастырь святого великомученика Димитрия, построенный князем Изяславом, и там подвизался в затворе. Он начал вести самую строгую жизнь и проявлять величайшую ревность о своем спасении, предпринимая с каждым днем все большие труды, умерщвляя все страстные вожделения воздержанием и голодом, искореняя их мечом духовным, то есть - силою молитвы, и угашая разожженные стрелы врага водою своих слез. Так, по благодати Божьей, он не только сам избежал бесовских стрел, но и получил от всещедрого Господа дар чудесно исцелять различные язвы и недуги людей, а равно изгонять бесов. О прошествии некоторого времени Лаврентий оставил Печерскую обитель и был возведен на Туровскую кафедру. По блаженной кончине святого Лаврентия, тело его было перенесено в Киево-Печерский монастырь и с честью положено в пещерах, в которых и доселе его чудотворные мощи пребывают нетленными, в честь видящего втайне, но воздающего затворникам явно, прославляемого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.