Новости
8 марта Церковь празднует обретение мощей блж. Матроны Московской (1998 года).
Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.
Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений. В перенесении честных останков старицы Матроны участвовали: наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий (ныне покойный), наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий с братией, настоятель храма во имя Мартина Исповедника в Москве священник Александр Абрамов. В храме в честь Сошествия Святого Духа, что на Даниловском кладбище, наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием в сослужении собора клириков была совершена заупокойная лития. Гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника.
У всех присутствующих при этом памятном событии состояние духа было по-особенному торжественным и радостным.
В работе Комиссии помимо представителей Русской Православной Церкви участвовали эксперт по вопросам судебно-медицинской экспертизы, антрополог, доктор медицинских наук, профессор Звягин Виктор Николаевич и археолог, доктор исторических наук Танюкович Андрей Кириллович.
13 марта Комиссия закончила работу. Было отмечено, что при освидетельствовании останков старицы Матроны обнаружена выпуклость в форме креста на груди, о чем упоминается в ее жизнеописании.
В Покровском храме Свято-Данилова монастыря на аналое была положена частица гроба блаженной Матроны. Здесь в дни Великого поста служились панихиды о упокоении рабы Божией Матроны.
Затем в дни Великого поста братия монастыря служила панихиды о упокоении рабы Божией Матроны, а 30 апреля, в Светлый четверг с пением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых...» мощи блаженной Матроны положили в храме Святых Отцов семи Вселенских соборов, тем же вечером было совершено заупокойное всенощное бдение.
Первого мая, накануне 46-летия преставления блаженной старицы, в том же храме служили Божественную литургию и панихиду, и хотя официального объявления о том не было, в храме присутствовало большое количество молящихся.
В тот же день, сразу же после богослужения, гроб с честными останками святой блаженной старицы Матроны Московской был перенесен в Покровский ставропигиальный женский монастырь, где с радостью встречен сестрами во главе с игуменьей обители Феофанией, и над всей Абельмановской заставой, возле которой расположен монастырь, плыл праздничный колокольный звон...
В 1999 году Матрона Московская была причислена Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых Московской епархии. В 2004 году Архиерейский собор причислил святую праведную Матрону к общецерковному почитанию.
Теперь в обитель поклониться честным мощам святой Матроны Московской приходят и приезжают издалека, кто в одиночку, кто целыми семьями, за помощью, за советом, принося ей ее любимые цветы – белые хризантемы и розы, которые не иссякают перед ракой с ее мощами. Она же слышит всех, кто притекает к ней с верой и чья молитвенная просьба искренна, горяча и угодна Богу, которому она служила всю свою тяжкую, но смиренную жизнь подвижницы во славу Божию.
Память священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, ученика самого Иоанна Богослова.
Святой священномученик Поликарп, епископ Смирнский, принадлежит к числу мужей апостольских. Святого Поликарпа знали и любили апостолы Павел и Иоанн Богослов и другие ученики Христовы. Он «участвовал вместе со святыми апостолами в их путешествиях, был их учеником, общником их трудов, подражателем их жизни».
Святого Поликарпа, сироту, воспитывала одна благочестивая вдова, христианка Каллиста. Взять его на воспитание ей в видении повелел ангел Господень, и мальчик еще в детстве исполнился благодати. Однажды его приемная мать надолго отлучилась из дома и оставила блаженного Поликарпа наблюдать за всем хозяйством и имуществом. Но он, будучи очень щедрым и милостивым, все раздал нищим, и когда Каллиста, вернувшись, узнала об этом, то огорчилась. Однако еще прежде ее прибытия святой юноша попросил Бога, и Господь наполнил кладовые Каллисты множеством сокровищ, так что она не только не обеднела, но даже стала богаче, чем была.
В то время еще были живы апостолы Павел и Иоанн Богослов, они полюбили Поликарпа, и он сделался их учеником и сподвижником. А после смерти святителя Вукола Поликарпа поставили в епископа Смирнского. При этом архиереи, посвящавшие его, удостоились ужасных видений. Церковь озарил Божественный свет, и белая голубица, сверкая, как молния, летала вокруг головы Поликарпа. Сам же он, когда преклонил колени для посвящения, увидел перед собою ноги Иисуса Христа, Который незримо для других там присутствовал.
Исполненный Божественной благодати, Поликарп творил много чудес. Однажды, когда он, путешествуя, остался со своим диаконом ночевать в гостинице, в полночь его разбудил ангел и сказал: "Встань и выйди немедленно из этого дома, ибо он скоро разрушится, так как люди, живущие в нем, переполнили меру беззаконий». И как только святитель с диаконом вышли из гостиницы, это крепкое на вид каменное здание вдруг разрушилось и погребло под обломками злочестивых обитателей. Поликарп имел власть над нечистыми духами и молитвой исцелял болящих. Однажды, когда в городе Смирне вспыхнул пожар и огонь уже охватил большую часть домов, святитель помолился Богу, и бедствие немедленно прекратилось. В другой раз, во время засухи, по молитве святого Господь даровал дождь на землю, и в тот год урожай был даже лучше, чем в прошлые.
Он мученически скончался во 2 веке, во дни римского императора Марка Аврелия, знаменитого философа, но безумного язычника и гонителя христиан. Поликарпа приговорили к сожжению на костре, но пламя чудесным образом не коснулось его, а точно надутые паруса разошлось во все стороны и сомкнулось над его головой. Святой же стоял посреди огня, нимало не опаляемый, и при этом вокруг разносилось неземное благоухание. Но язычники, видевшие чудо, оставались бесчувственными и, громко крича, требовали убиения святителя. Тогда воин длинным копьем пронзил его и убил. При этом из раны истекло так много крови, что она совершенно залила костер, и все удивились. Так священномученик Поликарп, живший и умерший ради Христа, преставился в Царство Небесное на вечную радость. Аминь.
07 марта День памяти мучеников Маврикия и 70 воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных.
В этот же день православной церковью почитается преподобный Афанасий, исповедник.
Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии (305 - 311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами (из воинов известны по имени только два - Феодор и Филипп). Во время гонения языческие жрецы донесли императору, что святой Маврикий распространяет веру во Христа. Приведенные на судилище, святой Маврикий с сыном и его воины твердо и непоколебимо исповедали свою веру и не склонились ни на ласки, ни на угрозы. Тогда их немилосердно били, жгли огнем и терзали железными крючьями. Юношу Фотина, твердо переносившего истязания, усекли мечом на глазах отца. Но и это жестокое испытание не сломило святого Маврикия, который возрадовался, что сын его сподобился мученической кончины. Тогда мученикам придумали еще более изощренное истязание: их отвели на болотистое место, где были целые тучи комаров, ос. оводов, и привязали к деревьям, обмазав их тела медом. Насекомые жестоко жалили мучеников, томили жажда и голод. Эти муки святые претерпевали в течение 10 дней, но не переставали молиться и славить Бога, пока, наконец, Господь не прекратил их страданий. Злобный мучитель приказал отрубить им головы и бросить их тела без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых мучеников на месте их ужасной казни.
Преподобный Афанасий родился в городе Константинополе от благочестивых родителей, которые проводили богоугодную жизнь и были очень богаты. Он с детства отличался благоговейным настроением души, и любимою мечтою его юности было провести жизнь в иноческом звании. Посему по достижении совершенного возраста он удалился в одну из Никомидийских обителей и там принял иноческое пострижение. В своих иноческих подвигах преподобный достиг такой высоты, что своим благочестием стал известен самому императору. В царствование Льва Иконоборца на преподобного сделан был донос, что он чтит святые иконы, и за это он был подвергнут различным мучениям, потерпел тяжкие изгнания и перенес много страданий. Но не смотря на всё это, святой Афанасий остался непоколебимым. Сохранив до конца своей жизни православную веру, он отошел ко Господу.
06 марта Православной Церковью празднуется день памяти преподобного Тимофея, пустынника Олимпийского (в Симвόлах).
Преподобный Тимофей подвизался в пустыне, называемой Символами, в Малой Азии, при Олимпийской горе. С юных лет он посвятил себя иноческим подвигам, подвизался в посте, воздержании, и посвящал целые ночи молитве. Окончательно умертвив в себе плоть, он был чужд страстям и отличался душевным совершенством и до самой кончины своей соблюдал девство душевное и телесное, ибо положил завет с самого раннего возраста никогда не взирать на женское лицо. Поэтому он и сподобился быть храмом Духа Святого и восприял дар исцеления и силу против бесов. По его молитвам происходило много чудес: святой исцелял всякие недуги и изгонял из людей нечистых духов. Много лет он скитался по горам и пустыням, жил один в Господе и в непрестанной молитве проливал обильные слезы, орошая ими свою душу как росой. В такой жизни он достиг глубокой старости и отошел к Господу. Преподобный Тимофей учит избегать соблазнов, которых так много в нашем суетном мире. Как же нам хранить себя от соблазнов, то есть от гибельного влияния дурных примеров?
Во-первых, устранением себя от случаев, при которых можем видеть или слышать дурное. Дабы худые примеры не воздействовали на нас душевредно, нам должно удаляться от всех тех мест и жилищ, в которых всего более подаются худые примеры. При сем весьма полезно привести себе на память мудрое правило святого Иоанна Лествичника: "Чего глаза не видели, того и гортань, по одному слуху, не сильно желает вкушать; так и чистые телом получают от своего неведения большое облегчение в духовной брани".
Во-вторых, мы можем сохранить себя от вредного действия худых примеров, снабжая себя хорошими правилами жизни и воспоминанием о примерах истинной добродетели святых. Величайший пример святости и всех христианских добродетелей мы должны видеть в Иисусе Христе и за Его учением должны укрываться от всех соблазнов мира сего. Затем будем следовать примеру бесчисленного множества людей, сделавшихся святыми чрез подражание жизни Господа. Будем чаще смотреть на эти, некогда более или менее подобно нам грешные, а во Христе сделавшиеся совершенно чистыми и святыми, души.
Вот еще одно мудрое правило относительно того, как ослаблять воздействие дурных и соблазнительных примеров на нашу душу. Если нас соблазняет поведение других, смотри на свою душу и разбирай грехи свои, и если восчувствуешь при этом свою великую греховность, то раз навсегда потеряешь всякую охоту и желание разбирать поступки твоего ближнего, который, может быть, в десять раз чище и благороднее тебя.
Будем же всемерно охранять себя от вредного влияния на нас худых примеров и непрестанно усиливать в себе внимательность к нашим мыслям, желаниям и делам, чтобы они не подали худого примера другим. Сам Бог да освятит нас всесовершенных: и всесовершен наш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23).
5 марта - день памяти святителя Льва, епископа Катанского.
Святитель Лев, Епископ Катанский, покровитель Православной Церкви города Катании, родился 720 года в Ревене. Еще с раннего детства в нем проявился особый христианский дух. Его мать заметила в нем привычку молитвы еще с двух лет. В юношестве он ушел в монастырь в Реджо Калабрии. Он славился добротой и милосердием, христианской любовью к нищим и странникам. Святитель Лев заботился о сиротах, нищих, вдовицах, больных, странных, питая и одевая их на счет церковных имений и врачевал недуги их своими молитвами; он был милостивым отцом к своим чадам и верным пастырем своего стада, но для бесов и их служителей он был страшен, как лев для волков. Господь удостоил его дара врачевания от различных болезней и чудотворений. Здесь он оставался вплоть до избрания его в епископы. Это случилось так: когда умер епископ города Катании и кафедра оставалась вакантной, то катанесцы, зная особый добродетельный дух и аскетическую христианскую жизнь монаха Льва, что подвизался еще в это время в Реджо Калабрии, захотели иметь епископом именно его. Очень долго этот подвижник отказывался от епископства ссылаясь на свое недостоинство. Но затем все же поддавшись уговорам катанесцев, принял кафедру ученика пероверховного аполстола Петра. Так хорошая слава, которая идет впереди человека, сослужила выбору Льва на Катанскую епископскую кафедру. Во времена епископства святого Льва в Катании жил чародей Илиодор, который поражал народ ложными чудесами. Он прежде был христианином, но потом тайно отвергся Спасителя и сделался служителем диавола. Этот маг имел огромное влияние на местных жителей. Даже по прошествии столетий его слон из лавы является символом города Катании и размещен на центральной городской площади. По легенде, этот слон под средством колдовства был используем магом как передвижное средство. Святитель Лев часто убеждал Илиодора отстать от злых дел и обратиться к Богу, но напрасно. Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что, войдя в храм, где епископ совершал Богослужение, своим волхвованием произвел там смятение и соблазн, пытаясь устроить бесчинства. Видя народ, беснующийся по колдовскому внушению, святой Лев понял, что время кротких увещеваний прошло. Он спокойно вышел из алтаря и, обвязав шею чародея своим омофором, вывел его из храма на площадь. Там он заставил Илиодора признаться во всех злодеяниях, приказал развести костер и без колебаний вступил вместе с чародеем в огонь, удерживая его омофором. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев, силой Божией, остался невредим. Это чудо еще при жизни прославило преподобного Льва. В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов. Поскольку святитель Лев имел истино православный дух и правильно, с почтением относился к иконам, то и он подпал под гонения. Епископ Лев должен был оставить свою епископскую кафедру и скрываться в горах Неброди, что расположены в Северной части Сицилии. Он поселился в пещере возле поселков Лонджи и Синагра и духовно окормлял жителей этих поселков. До сих пор верующие этих поселков с особой теплотой относятся к этому святому и считают его своим небесным покровителем, а пещера, где жил святитель является местом паломничества. При поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, в 787 году состоялся Седьмой Вселенский собор, утвердивший догмат иконопочитания и отменивший решение церковного собора 754 года, лишив его статуса «вселенского». И святитель смог вернуться на свою епископскую Кафедру города Катания. Но уже жить оставалось ему не долго. В 780 году святой Лев отошел ко Господу. Когда преподобный скончался, при его гробе получила исцеление кровоточивая женщина. Тело святого было положено в храме святой мученицы Лукии, созданном им самим, а впоследствии мощи его были перенесены в церковь святителя Мартина Милостивого, епископа Турского.
Во вторник первой седмицы Великого поста в храмах продолжают читать великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина:
"Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь".
После каждого из трёх прошений молитвы кладётся земной поклон. Затем, молящиеся со словами «Боже, очисти мя грешного», делают двенадцать поясных поклонов. В конце ещё раз полностью повторяется молитва и кладется земной поклон.
«Смирях постом душу мою», – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.
Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях – гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях... Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть... Все это – подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение.
Ради Господа можно любой подвиг совершить – бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались... Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.
Душу и тело врачует пост. Пост – стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.
04 марта Святая Апостольская православная церковь памятует апостолов от 70-ти Архиппа и Филимона, и мученицу Апфию, которые были учениками и сподвижниками святого апостола Павла.
Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и мученица равноапостольная Апфия (вторая память 22 ноября) были учениками и сподвижниками святого апостола Павла. В послании к Филимону апостол именует святого Архиппа своим сподвижником.
Апостол Архипп был епископом города Колоссы во Фригии. Апостол Филимон был именитым гражданином того же города, и в его доме собирались христиане, чтобы совершать Богослужение. Он был также рукоположен в сан епископа апостолом Павлом и обходил фригийские города, проповедуя Евангелие. Впоследствии он был архипастырем города Газы. Святая Апфия, супруга его, принимала в своем доме странников и больных, с усердием служа им. Она была верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божия. Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедывал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в Газе. Святая Апфия, устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться. Однажды в Колоссах совершался богомерзкий праздник в честь языческой богини Артемиды. В это время бывшие в сем городе святые Апостолы Архипп и Филимон, собрав всех верующих в дом Филимона и Апфии, возносили Господу обычные свои моления и отправляли божественную службу. Между тем идолослужители, питавшие сильную ненависть к верующим, узнали, что все христиане собрались в доме Филимона. Воспользовавшись таким случаем, язычники напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово, одних избили, других убили; затем, схватив святых Апостолов Архиппа и Филимона, а также святую Апфию, привели их к ефесскому градоначальнику Артоклису и, по повелению последнего, подвергли святых мучениям: сначала мучители распростерли их на земле и стали влачить их, немилосердно нанося им при сем удары; затем каждого из них в отдельности закопали до бедер в землю и начали побивать камнями. Святого Филимона и святую Апфию они совсем закидали камнями; а святого Архиппа еле живого оставили на посмеяние детям; сюда собралось множество отроков, которые стали терзать святого ножами. Так сии трое святых предстали на небесах пред престолом Пресвятой, Животворящей, Божественной и Неразделимой Троицы.
На Руси на Архиппа женщинам полагалось проводить весь день на кухне. Считалось, что чем больше она наготовит всякой снеди, тем богаче будет дом. Кроме того, в крестьянских семьях привечали сирых да убогих, угощали нищих. Говорили, что чем больше сделаешь добрых дел в этот день, тем лучше.
03 марта понедельник первой седмицы - Начало Великого поста
В понедельник начинается Великий пост. Считается, что длительность Св. Четыредесятницы - 40 дней - восходит еще к Ветхому завету. Напомним, что Иисус пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни — а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д.
Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование - Литургия Преждеосвященных Даров. На первой неделе Великого поста, с понедельника, 3 марта, затем во вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского - яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова - а образы.
02 марта Прощенное воскресенье. Неделя сыропустная.
В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена. Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Книга бытия рассказывает о том, как Змей соблазнил Еву вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла. Затем Ева дала плод также своему мужу - Адаму. В результате, оба осознали свою наготу и спрятались от Бога. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом (согласно одной из версий это означает, что прежде змеи имели ноги); женщина - рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина - трудиться в поте лица. После этого Бог сделал людям одежду и изгнал их из Эдемского сада, опасаясь, чтобы они не получили вечную жизнь. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом. "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни." Ветхий завет (Бытие)3:22-24.
02 марта православная церковь памятует:
- великомученика Феодора Тирона,
- священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца;
- праведной Мариамны, сестры апостола Филиппа.
Великомученик Феодор Тирон пострадал за христианскую веру в начале IV века. Язычество в Римской империи было на излете (уже в 313 году император Константин подписал Миланский эдикт, который переводил христиан, так сказать, на легальное положение) и в своей агонии особо жестоко расправлялось с инаковерующими. Тирон – это не фамилия, а скорее прозвище. Слово «тирон» в переводе с латинского «новобранец, молодой воин». Феодор действительно был римским легионером и служил воином в г. Амасии, на северо-востоке Малой Азии, под началом некоего Вринка. Христианская община в этом городе существовала с апостольских времен, т. е. с I века от РХ. Узнав, что новобранец – христианин, начальство стало принуждать его отречься от своей веры и принести жертву языческим богам. После того как Феодор отказался, ему дали время на размышление, которое он не потратил зря. По Димитрию Ростовскому, он морально поддерживал заключенных в тюрьму единоверцев и совершил поджог храма матери богов Цибелы. По другим источникам, он был просто обвинен в поджоге, которого, вероятно, и не совершал. Но так или иначе, молодого воина, как и его братьев по вере, арестовали и заточили в темницу. Ни увещевания, ни угрозы, ни пытки не смогли заставить Феодора отступиться. «Как ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и поклониться бездушному камню?», – отвечал он судье. Исповедника морили голодом, истязали самыми изощренными способами, но ничто не помогало мучителям добиться своего. В конце концов, молодой воин был приговорен к сожжению. Он сам смело вошел в огонь. Произошло это 17 февраля 306 года в царствование императора Гая Валерия Максимиана, зятя печально известного гонителя христиан Диоклетиана. Останки великомученика были похоронены в небольшом городке Евхаиты, расположенном недалеко от Амасии, христианкой по имени Евсевия. Она ежегодно 17 февраля (1 марта по ст. ст.) совершала в своей домашней церкви память великомученика Феодора.
Прошло больше 50 лет. За это время многое изменилось. Завершились царствования первых христианских императоров Константина Великого (306-337) и его сына Констанция (337-361). Бездетному сыну создателя христианского государства наследовал его двоюродный брат. В историю Церкви он вошел под именем Юлиана Отступника. Воспитанный в христианстве и хорошо его знающий, он решает возродить язычество. Как человек умный, Юлиан понимает, что силой эту государственную реформу не провести. И он избирает более изощренный и коварный путь, путь вредительства. Так он приказывает накануне Великого поста тайно окроплять в течение нескольких дней идоложертвенной кровью все продукты, которые продают на рынке. Таким образом, волей-неволей христиане оскоромятся. И вот Константинопольскому епископу Евдоксию во сне является великомученик Феодор Тирон и предупреждает владыку об этом. Он велит не покупать продукты на рынках, питаться вареной пшеницей – коливом. В каждом доме имелась пшеница, ее варили, ели и могли некоторое время не покупать продукты на базарах. Благодаря этому чудесному предупреждению, исходившему от святого Феодора Тирона, христиане смогли соблюсти Великий пост во всей его полноте, не осквернившись от идоложертвенного. В память об этом событии первая суббота Великого поста посвящена Феодору Тирону. Уже в пятницу, как говорилось выше, коливо (оно же сочиво или кутья) освящается после особого молебна великомученику.
Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, чудотворец, прославился тем, что во времена нашествия на Русь Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III поддерживал русских воинов и отважно противостоял изменникам и врагам.
Святая Мариамна была сестрой святого Апостола Филиппа. Дав обет девства, она присоединилась к брату вместе с апостолом Варфоломеем, когда святой Филипп, проповедуя Евангелие в областях Малой Азии, пришел в Лидию и Мизию. С этого времени святая Мариамна была пособницей святых апостолов Филиппа и Варфоломея в их апостольских трудах, и вместе с ними переносила все тяготы и скорби апостольства. Проповедуя слово Божие, они пришли в Иераполь Фригийский. Здесь, едва прибыли они, рассказывает о них на основании древних преданий церковный историк Никифор Каллист, тотчас прекратилось служение идолам, боготворимая жителями Иераполя ехидна была изгнана из святилища, чтившие ее покрылись стыдом и досадой. Чтобы прекратить успехи их проповеди, градоначальник повелел схватить Филиппа, Варфоломея и Мариамну и заключить их в темницу. Затем Апостол Филипп был предан смерти через повешение на кресте. Мариамна же и Варфоломей, после чудесного проявления гнева Божия на градоначальника и жрецов ехидны (их поглотила земля), были освобождены. С любовью облобызав снятое с креста тело скончавшегося мученически брата своего, святая Мариамна прославила Господа и отправилась с проповедью Евангелия в Ликаонию. Здесь, среди успешного благовествования, она мирно скончалась, успокоившись от трудов своих.
01 марта согласно церковного православного календаря День памяти 12 мучеников: Памфила, пресвитера, Валета, диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии. В этот же день памятуется преподобный Маруф, епископ Месопотамский.
Стать мучеником – значит взять крест и нести его со Христом.
(Епископ Каллист (Уэр)
За проповедь христианского учения правитель Кесарии Палестинской Урбан на два года бросил в темницу пресвитера Памфила, диакона Валента и мирянина Павла. Впоследствии их засекли мечом вместе с пятью юношами-христианами, которые назвали себя именами ветхозаветных пророков: Илии, Еремии, Исаии, Самуила и Даниила. Порфирий – слуга пресвитера Памфила, а также свидетели его мученичества Селевкий, Феодул и Иулиан, которые отдали дань уважения мученикам, тоже были наказаны. Останки двенадцати мучеников четыре дня лежали не погребёнными. Ни звери, ни птицы не притронулись к ним. Увидев это, язычники позволили христианам похоронить тела святых. Произошло это в начале 4-го века при правлении императора Диоклетиана.
Преподобный Маруф был епископом в городе Мартирополе в Месопотамии, на границе Греческой и Персидской империй, и отличался ученостью и благочестием. Он присутствовал на Втором Вселенском соборе против Македония, который унижал Духа Святого, называя Его не Богом, а творением Божиим. Писал о мучениках, пострадавших за веру Христову от персидского царя Сапора, и останки многих из них перенес в Мартирополь. Император Феодосий Младший не раз посылал его к царю персидскому Издегеру для заключения мира между империями. Маруф исцелил самого Издегера с сыном от тяжелой болезни, от которой не могли исцелить их персидские волхвы. После этого Издегер особенно начал уважать Маруфа. Маруф же достиг того, что Издегер дозволил свободно проповедовать веру Христову в Персии. Скончался святой Маруф около 422 г. Мощи его перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери. Святой Маруф считался заступником от злых духов. В основу этого верования легла легенда о том, как святой Маруф избавил дочь персидского царя от беса, которым та была одержима долгие годы.
28 февраля День памяти апостола от 70-ти Онисима, который принял святое крещение от самого апостола Павла.
Онисим был рабом богатого господина по имени Филимон, жившего во Фригии. Провинившись однажды и страшась наказания, Онисим бежал в Рим, где в то время проповедовал святой апостол Павел. Множество людей, слыша эти проповеди, просвещались верой в Иисуса Христа. Раб Онисим также пленился учением Павла и ходил по пятам за апостолом, жадно внимая каждому слову. И речи о Христе настолько глубоко запали ему в душу, что Онисим попросил апостола окрестить его и изъявил готовность служить ему. Но Павел, не желая пользовать услугами чужого раба, отослал Онисима к его господину, уже ставшему к тому времени христианином, и отправил с ним письмо, в котором просил принять слугу как сына и не наказывать его за повинность. Получив это письмо, Филимон не только простил, но и отпустил на волю своего раба, и тогда Онисим возвратился в Рим к Павлу и служил ему, ревностно исполняя все поручения. Со временем он сделался одним из семидесяти апостолов и после смерти Павла проповедовал слово Божие во многих странах Греции и Малой Азии. В старости, после смерти апостола Тимофея, он стал епископом в Ефесе и за ревностное содействие в распространение веры Христовой был призван в Рим и представлен на суд епарха Тертила. На вопрос епарха о его имени и звании Онисим отвечал:
- Я - христианин. В молодости был рабом человека, теперь же верный раб Господа моего Иисуса Христа.
- А какой ценой купил тебя твой новый господин? - спросил епарх.
- Ценой своей драгоценной крови он искупил меня от погибели и суетной жизни.
- Что есть суетная жизнь? - спросил епарх.
- Это всё то, что удаляет нас от Бога и его закона: сребролюбие, гордость, зависть, злословие, ложь, лицемерие, гнев, невоздержание, пьянство... От этой суетной жизни я старался удалиться и найти доброе пристанище, которое есть вера в истинного Бога и любовь к ближнему. И тебя, Тертил, умоляю: познай истину, оставь временную суету, прими закон любви к ближнему и обратись с верой к нашему Создателю и Спасителю.
Но эти слова не нашли отклика в сердце чёрствого язычника. И он приказал заключить апостола в тюрьму. Пробыв там восемнадцать дней, святой апостол Онисим был побит камнями и умер. Случилось это в 109 году.