Новости

17 марта Церковь празднует память таких подвижников православия:
- преподобного Герасима;
- святого благоверного Даниила, князя Московского в день его преставления.

 

   Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился в глубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь. Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере.
   В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии. Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал. Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое. Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Таин. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блаженного Кириака, своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий.
   Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело.
   Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах, у ног преподобного. Аминь.

 

  Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.
  В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.
  В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.
  Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!
С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах – «Бог не в силе, а в правде».
  В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.
  Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462–1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.
  В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.
Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».

16 марта неделя 2-я Великого поста - Святителя Григория Паламы.

 

  В это воскресенье совершается церковная служба в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалонийского, чудотворца, жившего в XIV в. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Святитель Григорий - это один из самых почитаемых учителей Церкви. Великий подвижник горы Афон, он известне как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом, другими подвигами самоотвержения. Учение св. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях существенным образом отличают православную мистику от западной. Православное монашество - на Афоне, в России, повсюду - питается наследием исихазма, защитником которого стал святитель Григорий Палама.

15 марта по православному церковному календарю суббота 2-й седмицы Великого Поста - Поминовение усопших.

 

В дни покаяния нашего мы не можем не радеть об оставлении грехов и упокоении душ, дорогих нам, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь вновь совершает сугубую молитву за усопших. Те, кто уже обладает церковным опытом, конечно, подали в храмах особые записки о поминовении. Они будут вычитываться церковнослужителями во всяком необходимом случае на протяжении всех дней поста.
Богоугодным поступком есть совместное вознесение горячих молитв к Престолу Божию об отшедших отцах, братиях, сестрах и всех сродниках наших, о всех скончавшихся православных христианах. Долг любви к ближнему обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Участь их нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них, потому что для них это очень хорошо и для нас от сего великая польза. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие. Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих Апостолов и во все времена молилась и будет молиться за них до скончания века. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Святые Отцы и учители Церкви всех времен проповедовали вслух всех о том, что возможна перемена участи усопших до Суда Всеобщего.

 

15 марта есть днем памяти Священномученика Феодота, епископа Киринейского и днем иконы Богородицы, именуемой «Державная».

 

Священномученик Феодот, епископ Киринейский, родился в III веке в Галатии (Малая Азия). Родители-христиане воспитали сына в благочестии и дали ему хорошее образование. Стремление нести лю¬дям слово Божие с юных лет жило в душе святого Феодота. Духовное приз¬вание привело его на остров Кипр, жители которого в те времена были язычниками. В своих проповедях святой Феодот призывал их покаяться и обратиться к Истинному Богу. Сила глубокой веры святого Феодота, его добродетельная жизнь и дар пропо¬ведника оказали благотворное вли¬яние на язычников. Многие из них приняли Святое Крещение и пожела¬ли видеть своим епископом святого Феодота. Долгие годы возглавлял архипа¬стырь христианскую общину кипрского города Киринеи. В царствование императора Ликиния, прозванного нечестивым (307 — 325), правитель острова Савин задумал лишить киринейских христиан их пастыря, устро¬ив судилище над святым Феодотом. Узнав об этом, киринейский епископ, не дожидаясь посланных за ним, добровольно явился к правите¬лю. В день суда при большом стече¬нии народа святой Феодот открыто объявил себя христианином. Затем он бесстрашно стал обличать погрязших в грехах язычников, поклоняющихся своим нечестивым идолам. Придя в ярость от слов святого Феодота, Савин приказал бить епис¬копа ремнями. На это архипастырь спокойно сказал: «Если бы твои ду¬ховные очи были открыты, ты понял бы, что мною испрошено мужество, которое ты называешь дерзостью. Но поскольку ты слеп, то не можешь видеть уготованное мученикам за Христа Небесное воздаяние». Язычник Савин не в состоянии был понять слова святителя и решил истязать святого Феодота до тех пор, пока тот не признает могущества идолов. Когда епископа подвесили нагим на дереве и начали колоть его тело острым копьем, он терпеливо переносил страдания и громко молил¬ся. Савин, видя что и эту пытку святитель перенес с честью, повелел отвести мученика в темницу. После пятидневного пребывания в темнице, святой Феодот вновь пред¬стал перед своим мучителем. Савин, все еще надеявшийся сломить дух киринейского архипастыря, приказал положить его на раскаленное железо. Но Господь дал силы мученику перенести и это испытание. Когда же Савин повелел вбить в ноги святите¬ля гвозди, святой Феодот воздел руки к небу и воскликнул: «Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня, недостойного, стать соучастником страданий Твоих!». Согнанные на это кровавое зрели¬ще жители Киринеи смотрели, как, страдая от ран в пробитых ногах, но не переставая славить Бога, брел по дороге епископ Феодот, подгоняемый воинами. Многие язычники были потрясе¬ны мужеством христианина и там же публично прокляли языческих идо¬лов. Кипрский правитель в страхе приказал заточить епископа в тюрь¬му, надеясь предать его казни, когда уляжется волнение. Тем временем на престол Римских императоров взо¬шел святой Константин Великий (па¬мять 21 мая), победивший Ликиния и повелевший прекратить преследова¬ния христиан. Освобожденный из тюрьмы кири¬нейский епископ в течение еще двух лет вновь духовно окормлял свою паству. Около 320 года (по другим данным, в 326 году) он мирно отошел ко Господу.

Икона Божией Матери, именуемая "Державная" (1917)


В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь православных христиан восточного обряда. Это икона Богородицы «Державная».
Сведения из "Настольной книги священнослужителя" (М.1979 г.) таковы. Икона Божией Матери, именуемая "Державная", явилась 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. Служба и акафист ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона (+ 1925). Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Адриановой. В феврале 1917 года Евдокия услышала слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять — пусть молятся». А еще через несколько дней она видела белый храм и в нем восседавшую величественную Жену. Крестьянка решила разыскать увиденную во сне церковь. 2 марта (15 марта по новому стилю) в селе Коломенском близ Москвы она узнала в храме Вознесения Господня ту самую, приснившуюся ей, церковь. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери — это и был явленный Евдокии образ. Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с нее делали многочисленные списки, ее приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление "Державной". После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист "акафист акафистов". Одна из служб "Державной" и Акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.
27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста.

Евдокия Илиопольская - ранне христианская святая, почитаемая как преподобномученица.

 

Евдокия по происхождению была самарянкой, проживала в финикийском городе Гелиополе. Отличалась красотой и будучи блудницей заработала огромное состояние. Была обращена в христианство монахом Германом. Согласно житию, принятию ею крещения предшествовало явление Евдокии архангела Михаила, который вырвал её из лап сатаны. Став христианкой, Евдокия отдала все свое состояние Гелиопольскому епископу Феодоту, а сама приняла постриг в женском монастыре, расположенном рядом с обителью в которой жил Герман. После смерти игуменьи монастыря Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом, была избрана её преемницей. До местных властей дошли слухи что в монастыре сокрыто огромное сокровище и местный правитель направил воинов обыскать монастырь. По житию Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь, удерживаемые божественной силой, а затем на них напал огромный змей, уничтоживший почти весь отряд. Житие сообщает, что Евдокия имела видение, что ей суждено пострадать за Христа. Она взяла Святые Дары и добровольно отдала себя в руки воинов. Евдокию привели к наместнику Диогену, который был восхищен её красотой. Евдокия исповедала себя христианкой и выразила готовность пострадать за Христа. После этого на наместника «ниспал <...> огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню», но по молитве Евдокии он был воскрешён и стал христианином. После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть (усечена мечом) около 160—170 годов.

13 марта Православная Церковь чтит память преподобного Василия Декаполита, монаха, исповедника, который был спостником (товарищем в посте) преподобного Прокопия Декаполита.

«Гонения делали Церковь еще более славной из-за самих страданий».Святитель Григорий Богослов.
Святой Василий жил в период царствования Льва Исаврянина-иконоборца. Оставив мир с его соблазнами, он поступил в монастырь и добродетельно проводил иноческое житие. Когда началось гонение на почитание святых икон, святой Василий мужественно сопротивлялся иконоборцам. Святой Василий вместе со своим сподвижником преподобным Прокопием был предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. Скончался преподобный Василий мирно в 750 году. В песнопениях святая Церковь прославляет его как чудотворца, воспринявшего благодать Божию исцелять различные душевные и телесные болезни.

12 марта по православному календарю День памяти преподобного Прокопия Декаполита, исповедника.


     Преподобный Прокопий родился в стране Декаполитской (т. е. Десятиградии), на восток от Галилейского озера. Оставив суетный мир, Прокопий принял в одной обители иноческий чин и проводил все время в молитве и посте. Опытный в монашеских подвигах, украшенный чистотою душевною, он был славен и знаменит среди подвижников. Между тем около этого времени появилась иконоборческая ересь. Возбудил ее нечестивый император Лев Исаврянин, который считал иконы идолами, а поклоняющихся им — идолопоклонниками.
Преподобный Прокопий вместе с другими ревнителями православия восстал против нечестивой ереси иконоборцев; он обличил безумное мудрование еретиков и победил их непобедимыми божественными словесами. Это и навлекло на него гнев и немилость императора. По его повелению, св. Прокопия схватили и подвергли жестоким мучениям: его бесчеловечно били, строгали тело его железными орудиями и затем бросили в смрадную темницу. В этой мрачной темнице преп. Прокопий вместе с святым Василием, его сподвижником по иноческой жизни, мучился до самой смерти императора Льва Исаврянина. Когда же Лев умер, то Прокопий вместе с Василием и другими святыми мучениками, был выпущен из темницы. Конец своей жизни преподобный Прокопий Декаполит провел мирно в иноческих подвигах.
     В глубокой старости отошел он в иную жизнь, чтобы видеть Христа уже не на иконах, которые он защищал всю жизнь, а лицом к лицу, и чтобы получить от Него за свои труды страдания великую награду на небесах.

11 марта Святая Церковь памятует святителя Порфирия, архиепископа Газского.

 

Порфирий был сыном богатых родителей, родом из Фесалоник. В возрасте 25 лет он оставил своих родных и имущество, удалился в египетскую пустыню Скит и стал иноком. Прожив там под руководством святых отцов несколько лет, Порфирий посетил Иерусалим, поклонился Животворящему Кресту и Гробу Господню и ушел в заиорданскую пустыню. Он поселился в уединенной пещере, усиленно подвизался в посте и непрестанной молитве.
По прошествии пяти лет святой заболел. С помощью одного из знакомых с великим трудом добрался до Иерусалима и там, несмотря на болезнь, ежедневно обходил Святые места. Наконец его недуг так усилился, что Порфирий, уже не в силах терпеть, пошел на святую гору Голгофу и лег там как бы в исступлении. И явился ему Христос, пригвожденный к кресту, и рядом со Христом — благоразумный разбойник, также на кресте. И Порфирий стал взывать, говоря: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»
Спаситель же сказал разбойнику: «Сойди со креста и исцели его от телесной болезни, как Я тебя исцелил от душевной».
Тогда благоразумный разбойник сошел с креста, обнял и поцеловал Порфирия, поднял его с земли, и после этого преподобный очнулся совершенно здоровым.
По прошествии трех лет в городе Газе умер епископ Эней, и митрополиту той области Иоанну Кесарийскому следовало избрать достойного мужа для посвящения. Блаженный Иоанн и все его клирики наложили на себя строгий пост и стали с усердием молить Бога указать им достойного и способного человека. И было митрополиту Иоанну видение от Господа, чтобы поставить святого Порфирия епископом Газским. Этот город был городом язычников, в нем была лишь одна, да и то маленькая, христианская церковь. Язычниками были и начальники города, и большинство граждан; они много обижали христиан, часто били их, обременяли непосильными поборами и излишними общественными работами; христиане же все это мужественно терпели, уповая на милость Божию.
За свои духовные подвиги и смирение святитель Порфирий получил от Бога силу чудотворения. По молитвам его во время засухи и грозящего голода Господь послал дождь. Ученик святого Порфирия Варух, избитый язычниками почти до смерти, выздоровел в одну ночь, ибо его духовный отец со слезами, неотступно просил о том Господа. Много и других чудес совершил угодник Божий Порфирий, и, видя их, многие язычники, несколько сотен человек, обратились к Иисусу Христу. Но большая часть жителей Газы продолжала поклоняться идолам, и они все более жестоко обращались с христианами, так что, видя бедствия верных и растущие беззакония язычников, Порфирий поехал в Константинополь и с помощью Иоанна Златоустого, бывшего тогда патриархом, умолил императора Аркадия заступиться за христиан. По указу благочестивого царя идольские капища в Газе и сами идолы были уничтожены, и все городское управление было вручено верным.
Прослужив в архиерейском сане 25 лет, блаженный епископ Порфирий мирно отошел ко Христу и вселился в Обители Небесные.

10 марта православные христиане чествуют память святителя Тарасия, патриарха Константинопольского.

 

Заслуга святителя Тарасия в отстаивании чистоты Православия, защиты его от ересей и в деле укрепления церковного единства очень велика. Более того, именно этому святителю Православная Церковь обязана созывом последнего – Седьмого Вселенского собора, осудившего иконоборческую ересь и установившего почитание святых икон.
Самое интересное, что долгое время сам будущий святитель Тарасий и не подозревал о том, что он будет архипастырем Церкви, хотя все свои силы, ум и энергию направлял на защиту Православия.
Родившись в знатной и благочестивой семье и получив прекрасное образование Тарасий быстро выдвинулся во время правления императрицы-регентши Ирины при ее несовершеннолетнем сыне Константине VI, и в 780 г. был возведен в ранг консула и получил должность государственного секретаря (протасикрита). В те годы Византийскую Империю раздирала иконоборческая ересь, которая грозила не только погибелью миллионам душ, но и крушению самого государства. Поэтому, будучи государственным сановником, Тарасий прежде всего все силы прилагал для искоренения ереси и возвращения заблудших в лоно Церкви. Безусловно, главная роль в борьбе с ересями должна была принадлежать патриарху. Однако патриарх Павел IV (780-784) сам недавно вернувшийся к Православию от иконоборчества и трезво оценивая свои силы, осознавал, что противостоять иконоборцам он не может. Не видел он человека, который мог бы преодолеть ересь и среди епископов. Поэтому Павел IV, несмотря на все увещевания императрицы Ирины, отказался от кафедры и удалился в монастырь, указав на Тарасия как на единственного человека, способного восстановить истинную веру. В итоге императрица, император и сенат просто потребовали от Тарасия, чтобы он стал патриархом. Тарасий, считая себя недостойным столь высокого сана, сперва отказывался, но под давлением сената и народа (среди верующих уже тогда авторитет Тарасия как защитника Православия был огромен) вынужден был подчиниться, однако, поставил условие — немедленно созвать Вселенский Собор, который должен положить конец иконоборческой ереси. За короткий срок, будучи посвященным во все степени священства, он в декабре 784 г. стал патриархом Константинопольским. Созыв Собора оказался чрезвычайно трудным делом и с «первого раза» в 786 г. его провести не удалось – иконоборцы устроили беспорядки, ворвались в церковь и выгнали оттуда отцов собора. И лишь перенеся место Собора в «провинциальную» Никею, удалось его провести. Седьмой Вселенский Собор в 787 г. утвердил иконопочитание как поклонение Самому Богу и святым, которые изображены на иконах. После Собора святителю Тарасию пришлось понести немало трудов, чтобы вернуть еретиков в лоно Церкви, не пугая их слишком суровыми наказаниями. Это не всегда нравилось «ревнителям не по разуму», которые подобно старшему брату из притчи «О блудном сыне» не одобряли снисхождения святителя к кающимся грешникам. Также святителю Тарасию в отстаивании христианской правды пришлось и пострадать – когда он отказался расторгать законный брак императора Константина VI и благословлять его женитьбу на другой женщине. Разгневанный император приказал заключить Тарасия, а законную супругу вынудил постричься в монахини. Однако вскоре император Константин VI пал жертвой заговора, был ослеплен и свергнут с трона и святитель Тарасий обрел свободу и вернулся к своему архипастырскому служению.
Больше двух десятилетий святитель Тарасий управлял Церковью. Сам вел очень строгую аскетическую жизнь, потратил все свое имение на благие дела. Он кормил нищих, стариков и сирот, помогал вдовицам. Особенно в праздник Святой Пасхи патриарх Тарасий устраивал для нуждающихся благотворительные обеды , причем прислуживал им лично. В 806 году он мирно отошел ко Господу. При кончине, бесы стали клеветать на святителя, приписывая ему те грехи, которые он не совершал. Святитель Тарасий мужественно противостоял этим нападкам.

Во время Великого Поста Святая, Соборная и Апостольская Церковь совершает таинство соборования, или елеосвящения.
Дни, в которые будет совершаться таинство соборования в Молченском женском монастыре и в Никольском храме (ул.Первомайская, 102), указаны в разделе «Объявления».

 

Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помощи помазания больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа "власть исцелять болезни", "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).
Итак, елеосвящение - таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: "Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к соборованию". Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.
Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и "перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лк. 10:34).
Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить.
При каждом помазании читается молитва: "Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего"... Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.
Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: "Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение..."
Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.
Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.
Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.
Согласно церковному преданию, во время Таинства Елеосвящения прощаются все забытые грехи. Но следует подчеркнуть, что прощаются именно забытые грехи, то есть те, которые человек по-настоящему забыл, а не утаил по своему лукавству или поленился исповедовать.
Обычно Таинство Причастия следует за Таинством Елеосвящения, к которому также следует готовиться. Перед соборованием необязательно исповедоваться. К тому же следует помнить, что исповедь – это состояние души, а не простое перечисление своих грехов. Нельзя подходить к ней формально, а потом с чувством гордости и собственного достоинства нести себя к Чаше, расталкивая других. Нужно беречь себя от таких состояний, а если они все-таки наблюдаются – то прийти и покаяться. Кстати, в состоянии нечувствия находится девяносто, а то и девяносто девять процентов мира! Но знаете, что самое страшное? Такая болезнь души опасна тем, что человек не видит себя истинного, не видит своей окаменелости. И как велика милость Божия, если человека, хотя бы немножко наблюдающего за собой, хотя бы иногда посещает покаянное чувство! Раскаяние и покаяние – это великий дар Божий. И когда приходит оно – благодарите Бога! А за человека, который находится в окаменелом состоянии, мы обязаны молиться.
Соборование – это Таинство, в котором желательно участвовать один раз в год. В случае, если человек действительно болеет физическими недугами – то чаще. Участвовать в этом Таинстве нужно всегда с рассуждением, руководствуясь церковными правилами. Бог нам всем в помощь!


   9 марта Неделя 1-я Великого поста - Торжество Православия.


Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.

 

9 марта единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь празднует День 1-го и 2-го обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
От земли возсиявши
предтечева глава,
лучы испущает нетления,
верным исцелений.
(Тропарь, глас 4)


Сегодня завершается первая неделя Великого Поста, проникнутая духом покаяния и духовного плача. Всю седмицу мы слышали на повечерии великий покаянный канон Андрея Критского с припевами: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", многократно на каждом богослужении повторялась молитва преподобного Ефрема Сирина.
И как бы в завершение этого покаянного поприща святая Церковь предлагает нам вспомнить святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, которого Она именует учителем покаяния. Святой Иоанн начал свою проповедь призывом: "Покайтесь!", вся его жизнь и сама мученическая кончина была этим неумолкающим призывом. И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем.
Святое Предание говорит о том, что после усекновения главы св. Иоанна Крестителя нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в "безчестном месте". Но жена царского домоправителя Иоанна, о которой упоминает евангелист Лука, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской.
Когда до Ирода дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, он приказал проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, он стал думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом его заблуждении повествует Евангелие от Матфея (Мф. 14:2).
Через много лет поместье, где была захоронена глава Предтечи, перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который захотел построить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с главой Крестителя, от которой совершились многие благодатные знамения. Так произошло первое обретение главы.
Иннокентий перед смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, снова скрыл ее. Но во время царствования Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. С тех пор она была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совершал множество исцелений от святой главы, приписывая благодать исцеления своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать, закопав святыню в пещере, близ города Емессы. Впоследствии на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе.
Святая Церковь именует Иоанна Предтечу учителем покаяния. На первый взгляд может показаться непонятным - неужели покаянию нужно учиться? Но в действительности оказывается, что покаяние - дело далеко не простое.
Слово "покаяние" (по греч. - "метанойя") - дословно переводится как "изменение ума", т.е. изменение всего образа мыслей и чувств человека. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто познает, что он не такой, какой должен быть, что он духовно глубоко болен. Как блудный сын из евангельской притчи человек должен "придти в себя". Спаситель нужен лишь тому, кто видит, что он погибает.
Преподобный Пимен Великий говорит, что духовная жизнь человека начинается только с познания себя. Всю прошедшую седмицу поста мы просили Господа - "даруй ми зрети моя прегрешения". Но как нам увидеть свои прегрешения? Чтобы разглядеть грязь на своей одежде, человек должен посмотреть в зеркало, чтобы увидеть грязь в своей душе, человек должен посмотреть в Евангелие.
Евангелие - это наше духовное зеркало, которое показывает нам эталон человечности - Христа. Евангельские заповеди - это свойства нормального человека. Вглядываясь в это зеркало, человек начинает осознавать, что он действительно "и нищ, и наг, и слеп".
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что точное исполнение заповедей Христовых показывает человеку его немощь, а преп. Исаак Сирин - что видеть свои грехи выше, чем видеть ангелов. Просвещенный светом Евангелия христианин, ясно видит, что не способен сам по себе, не только совершить, но и помыслить что-либо истинно доброе.
Грех и зло до того проникли в нашу душу, что овладели самим внутренним источником мыслей и чувств. Все это видит христианин и, признавая в себе невозможность освободиться собственными силами от яда греховного, падает в смирении перед Богом и восклицает: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми ... даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего ... если Ты, Сам не поставишь меня на путь правды и истины, не утвердишь на камне заповедей Твоих колеблющиеся стопы мои, то я вечно буду претыкаться и падать, всегда буду собираться идти к Тебе, но не тронусь с места".
Такое чувство ненадеяния на свои силы в деле спасения, и призывание на помощь благодати Божией, есть отличительное свойство правильной духовной жизни. Когда мы усердной молитвой низведем эту благодать в свою душу, предадим ей свое сердце и дадим беспрепятственно действовать в нас и врачевать наши недуги, то бездна тьмы и зла исчезнет и создастся сердце новое, обновится дух правый. И мы облечемся прежнею первозданною красотою непорочности и правды, которая да будет со всеми нами, благодатью Христовою!