Новости

06 апреля в пятую неделю Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.
Этот же день есть днем предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. "В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: "Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!" Я послушалась голоса и через три дня и дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя". Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: "Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары!" Причастившись, святая подвижница просила Зосиму еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле нее на песке были начертаны слова: "Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля". Это было 1 апреля 524, года, самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Частицы мощей преподобной Марии Египетской находятся в разных городах Европы.

05 апреля в субботу на пятой неделе Великого Поста совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

 

Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы».
     Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили некоторые исторические обстоятельства в жизни православных греков. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский - Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступнице рода христианского, и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И наша Русская Православная Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы».
    По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а иконах величие Божией Матери. По образцу этого акафиста составлено много других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым. Они часто читаются на молебных в храмах и в домах верующих, но к церковным уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый в субботу 5-й седмицы Великого поста.
     Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?
Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

    

05 апреля день памяти преподобномученика Никона, епископа, и 199 учеников его.

  В Италии (3 век), в городе Неаполе, жил знатный и храбрый воин Никон. Отец его был язычником и сына своего приучил к идолопоклонству. Но мать была христианкой, и Никон, почитая идолов, все же знал об Истинном Боге Христе и слышал от своей матери о силе крестного знамения, побеждающего видимых и невидимых врагов.   Однажды во время сражения Никон оказался в крайней опасности и уже не надеялся спастись. Но вдруг вспомнил наставления матери и, осенив себя крестным знамением, воскликнул: «Христе Боже! Яви ныне силу Креста Твоего на мне, и отныне я буду рабом Твоим и буду поклоняться Тебе и Пресвятой Богородице». После этих слов он почувствовал необыкновенную храбрость и, с копьем в руке, один устремился на толпу врагов, перебил 180 человек, а прочих обратил в бегство. Так чудесно проявилась в нем сила Креста Христова.
     Возвратившись с войны, Никон принял святое крещение и стал иноком в монастыре, настоятелем которого был епископ Феодосий. Никон был прилежен и усерден во всех иноческих подвигах; послушании, бдении, посте и молитве. Своим незлобием, кротостью и смирением он удивлял братию и епископа. По прошествии трех лет Феодосию во сне явился ангел Господень и велел посвятить Никона в архиерея, поставив вместо себя во главе братии, и всем срочно перебраться на остров Сицилию, чтобы не погибнуть от рук неверных. Исполнив повеление ангела, преподобный Феодосий дал инокам последние наставления, всех благословил и почил о Господе.
На острове Сицилия Никон и его ученики нашли очень красивое и удобное для жизни, удаленное от людских селений место и стали там жить в молитве и трудах, славя Бога.
   То время было временем гонений. И вот сицилийскому правителю Кинтиану донесли, что в неком пустынном месте много лет тайно существует монастырь. Разгневанный правитель послал большой отряд воинов, чтобы взять иноков. Монахов привели на суд, и правитель, убедившись в крепости и неизменности их веры, повелел их сильно избить, а затем умертвить мечом. Только святого Никона Кинтиан предал многим и ужасным мучениям, но Господь сохранял его, так что Никон не чувствовал боли, но лишь радость о Христе. Наконец его тоже убили, и христиане тайно погребли его тело и мощи ранее убитых монахов — всех вместе ровно 200 человек.
Кинтиан вскоре после этого погиб злой смертью. В житии святой мученицы Агафии (ее память 5/18 февраля) говорится, что при переправе через реку его кони взбесились, и один изгрыз ему лицо, а другой, истоптав ногами, сбросил в реку. Так он погиб и наследовал вечные мучения. А святой мученик Никон со своими учениками вечно радуется в Царстве Небесном со всеми святыми. Аминь.

04 апреля день памяти священномученика Василия, пресвитера Анкирского.

 

  Василий был священником в городе Анкире, при царе Юлиане Отступнике (4 век), когда многие христиане вслед за злочестивым императором стали колебаться в вере и даже приносить жертвы идолам. Василий возревновал духом и стал во всеуслышание молиться Богу, чтобы Господь сохранил анкирскую Церковь и разрушил бесовские замыслы язычников, хотевших истребить веру христианскую. Но идолопоклонники, услышав молитву святого. разгневались на него, схватили и отвели к игемону (начальнику) Сатурнину. Сатурнин приказал повесить Василия обнаженным и строгать железными орудиями. Но святой, терпя ужасные мучения. молился: «Господи, благодарю Тебя, что Ты удостоил меня пострадать за имя Твое»
   Когда слуги, строгавшие святого, устали, игемон прекратил истязание, заключил священномученика в темницу и донес о нем царю Юлиану Отступнику. Тот ехал на войну с персами и, остановившись в Анкире, призвал на суд святого Василия. Мученик смело обличил императора в отступлении от Христа и пророчески предсказал ему скорую погибель. Тогда Юлиан разгневался и приказал палачам ежедневно отдирать у Василия от тела по куску кожи, и так через несколько дней вся кожа его была уже содрана и ремнями висела по плечам спереди и сзади. Приведенный к Юлиану, страстотерпец Христов снова, не колеблясь, исповедовал Единого Истинного Бога, а затем оторвал кусок своей кожи, висевший на плече, и бросил его в лицо императору со словами: «Возьми, Юлиан, и съешь, если ты наслаждаешься такой пищей. А моя жизнь — Христос, и смерть за него — приобретение. Он — мой Помощник, я верую в Него и за Него терплю эти муки».
    Разгневанные язычники бросились на Василия и изранили его так, что сделались видны внутренности, а потом раскаленными железными прутьями стали колоть его в живот. Так священномученик Василий Анкирский предал свою чистую душу в руки Божии.

03 апреля Православной Церковью совершается богослужение в честь святой преподобной Марии Египетской.
В этот же день почитается память во святых Кирилла, епископа Катанского.

 

В четверг на пятой неделе совершается «стояние Святой Марии Египетской». Жизнь Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.
В память о великой святой Марии Египетской, Церковью установлена служба утрени четверга 5-й седмицы Великого Поста, совершаемая обычно в среду вечером. Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы великого поста получило в народе название «Мариино или Марьино стояние» по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии Египетской.
Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона. Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, (почитаемой церковью как образец истинного покаяния), является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.
Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.
Житие преподобной Марии Египетской является примером того, каким искренним и глубоким, преодолевающим все грехи, может и должно быть покаяние, перерождающее душу и меняющее жизнь человека.

Святой Кирилл был родом из Антиохии; он был ученик Апостола Петра и им был поставлен епископом Катанским в Сицилии. Хорошо и богоугодно пас он свою паству, приводил неверных к вере Христовой и сотворил много чудес, из которых упомянем одно. В той местности был источник с горькой водой; святитель же Божий Кирилл, помолившись Богу, переменил горечь этого источника на сладость. Увидев это, эллинский начальник, идолопоклонник, уверовал во Христа, а с ним уверовали и многие другие. Достигши глубокой старости, святой Кирилл почил святолепным сном смерти и погребен был с честью на том острове (Сицилии), подавая исцеление прибегающим к нему с верою.

2 апреля. Церковь чтит память мученицы Фотины Самаряныни Римской.

     Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона (54 — 68), проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия).
    Градоначальник Атталии Севастиан при встрече со святым Виктором посоветовал ему подчиниться воле императора и написать матери и брату, чтобы они не проповедовали Христа открыто. Святой Виктор отказался, и когда Севастиан предупредил его о грядущих бедствиях, то почувствовал острую боль в глазах, изменился в лице и онемел.
    Три дня пролежал он слепой, не произнося ни слова и на четвертый день исповедовал Христа. Вскоре он крестился и тотчас же прозрел.
     Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привести христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился исповедникам и ободрил их. Святая Фотина, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам.
В Риме император приказал привести к себе святых и спросил их, действительно ли они веруют во Христа. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. После пыток Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотину с пятью ее сестрами — Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией — отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение.
Прошло три года, и Нерон послал в темницу за одним из своих слуг, находившихся в заключении. Посланные сообщили ему что святые Севастиан, Фотин и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь; сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Нерон снова приказал пытать мучеников, но Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их.
      В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотины и бросить мученицу в колодец, остальных мучеников казнили.
      После этого Нерон призвал Фотину к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам. Святая Фотина плюнула императору в лицо и, посмеявшись над ним, сказала: «Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!»
      Услышав такие слова, Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу.

В сегодняшний день, 1 апреля, Церковь вспоминает страдания святых мучеников Хрисанфа и Дарии Римских.

   Хрисанф (3 век) был сыном римского сенатора Полемия и учился в философской школе, где, ревностно занимаясь науками, нечаянно нашел книги Нового Завета. Внимательно изучив их, Хрисанф сердцем воспринял благовестие о Христе и стал искать опытного человека, который точнее объяснил бы ему истины веры. И Бог привел его к некоему Карпофору, христианину и священнику, весьма сведущему в Божественном Писании, который за несколько месяцев наставил и подготовил Хрисанфа, а потом крестил его.
   Исполнившись Божественной благодати, новопросвещенный юноша стал открыто проповедовать римлянам Христа. Об этом донесли его отцу, и Полемий, разгневавшись, заключил своего сына в темницу. Но блаженный Хрисанф не только не огорчился, а напротив, обрадовался и воспринял для себя темницу и голод не как наказание, но как обучение безмолвию и посту и благодарил Бога.
    Узнав об этом, Полемий вывел сына из темницы и окружил всякими удовольствиями и соблазнами, надеясь, что если Хрисанф соблазнится и впадет в грех, тогда уже и от Христа отречется, и принесет жертвы идолам. Но смиренный и богомудрый Хрисанф, не надеясь на свою стойкость, помолился от души Богу и с Его помощью успешно претерпел искушения.
     Тогда отец насильно обручил Хрисанфа с некой девицей Дарией. Дария была язычницей, обученной эллинской премудрости и красноречию, и очень красивой девушкой. Поэтому Полемий надеялся, что брачная жизнь и разговоры с ней отвратят его сына от Христа. Но произошло обратное. Ибо Дария, услыхав от Хрисанфа слово истины, приняла благовестие и уверовала во Христа. Хрисанф крестил Дарию во имя Отца, Сына и Святого Духа, и они стали жить в целомудрии и страхе Божием, все дни посвящая молитве и чтению духовных книг. Со временем под руководством Хрисанфа устроился как бы монастырь для юношей, презревших радости мира, а Дария собрала вокруг себя девиц и жен, решивших посвятить себя Богу.
     Но язычники, узнав об этом, донесли градоначальнику Рима, что Хрисанф и Дария многих отвращают от поклонения идолам и учат христианской вере. Их схватили и после многих мучений живыми закопали в могилу. Так святые Хрисанф и Дария получили венцы победы от Господа Иисуса Христа, Коему подобают слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

31 марта православная Церковь празднует память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского.


     В 351г. в Иерусалиме было явлено чудесное знамение: от Голгофы до Елеонской горы на небе был виден Крест, сиявший ослепительным светом. Иерусалимский епископ Кирилл немедленно воспользовался этим фактом, чтобы обратить императора-арианина Констанция (337-362) в Православие, и написал правителю личное послание.
    На тот момент Кириллу было 36. Шел первый год его архиерейского служения. Монашество он принял как только достиг совершеннолетия, а священство в 31 год. Иерусалим был для праведника родным городом. С самого начала своего служения на кафедре он повел жесткую борьбу с арианами, которые учили, что Иисус Христос не равен Богу Отцу.
     Однажды в Иерусалиме начался голод. В поисках возможности купить нуждающимся продукты, патриарх Кирилл не пожалел своего имущества, а когда средства закончились, стал продавать церковную утварь. Тогда ариане пустили по городу слух, будто бы видели на улицах Иерусалима женщину, которая танцевала в священническом облачении, попавшем в ее руки благодаря акции Кирилла. Вскоре праведник был изгнан из города.
     С приходом к власти императора Юлиана Отступника (361-363) Иерусалимский епископ получил возможность вернуться на кафедру. Однако вскоре Юлиан публично отрекся от Христа и стал насаждать в империи язычество. В ответ на просьбу иудеев разрешить им постройку разрушенного римлянами Иерусалимского храма, император не только дал согласие, но и пожертвовал часть государственных средств. Святитель Кирилл выступил против такой богохульной инициативы, говоря о тщетности замыслов и ссылаясь на слова Самого Христа о разорении камней храма. После того как работы все-таки начались, произошло землетрясение, уничтожившее новые постройки. Однако иудеи решили вернуться к строительству. Тогда с неба сошел огонь и попалил весь рабочий инвентарь. К довершению всего на следующее утро на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое ничем нельзя было стереть. После произошедших событий ненависть к Кириллу настолько возросла, что его снова изгнали из города.
Только с приходом в 379г. к власти святого императора Феодосия Великого Кирилл Иерусалимский окончательно смог утвердиться на кафедре, где провел последние семь лет своей жизни.

На неделе 4-й Великого поста, которая припадает на 30 марта сего года, Православная Церковь вспоминает Преподобного Иоанна Лествичника.

  

   Многолетние подвижнические труды в одном из Синайских монастырей позволили этому святому старцу в VI в. написать одну из величайших книг, названную им «Лествица». В своем творении Иоанн Лествичник изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. «Лествица» была и остается любимым чтением монашествующих и благочестивых мирян нашего Отечества. По этой книге стремятся они разрешить возникающие духовные проблемы, получают ответы на возникающие вопросы, по ней учатся обретению великого дара – добродетели послушания.

 

    30 марта православные христиане празднуют память преподобного Алексия, человека Божия.

Родился святой Алексий в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
    Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
    Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.
    Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.
    В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изошел глас: "В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.
    Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Моли Бога о нас, великий Христов угодниче,
святая человече Божиий Алексие. Аминь.

29 марта.  В четвертую субботу Великого поста Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан, отец и братии.  Вечная память!


  В этот день в церквах поминают всех усопших. «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!» звучит во всех храмах. Это — молитва обо всех православных ушедших. После Литургии в родительскую субботу служится панихида. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Около него обычно стоит стол, на котором можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о них. На канун можно приносить жертвуемую снедь (муку, конфеты, печенье, хлеб, масло). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. В родительскую субботу, по традиции, посещают могилку усопшего на кладбище, для молитвы о нем. Не стоит забывать молиться о усопших сродниках дома и совершать дела милосердия.

 

29 марта память священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских.


    Братья по плоти, священники Фал и Трофим были твердыми в вере проповедниками слова Божия. Желая обратить ко спасению души заблудших, они много спорили с язычниками и смело обличали их злочестие и ложную веру. За это святых иереев взяли под стражу и осудили на побитие камнями. Но когда Фала и Трофима вывели на место казни, христиане окружили их и укрыли от камней так, что Божии исповедники не приняли ни одного удара. Мало того, язычники, бросавшие камни, впали в некое помрачение, более поражая себя, чем христиан, и в конце концов, изнемогши, разошлись. Узнав об этом, воинский начальник приказал отпустить святых, и они стали снова проповедовать Христа и обличать язычников. За это их опять схватили и предали на мучения. Фала и Трофима подвесили и терзали острым железом, а они громко восклицали: «Мы христиане и не поклонимся идолам и не послушаем нечестивых повелений земных царей!».
    Тогда их осудили на распятие, и мученики радостно прославили Бога за то, что Он их благословил уподобиться Христу в самом образе страдания и смерти. У крестов, на которых повесили Фала и Трофима, стояла их мать, мужественно взиравшая на мучения своих сыновей. Многие же из числа собравшихся христиан подходили и мочили платки или перстни в крови мучеников и впоследствии получали через них исцеление от душевных и телесных болезней. Наконец, на место казни прибежал темничный страж, поклонился святым мученикам Христовым и исповедал перед всеми собравшимися, что видел души их восходящими на небо и трех ангелов, сопровождающих их и беседующих с ними.
     Страдания святых мучеников Трофима и Фала, распятых на кресте и оттуда поучающих народ, изумляют нас. первой опорой их непоколебимой терпеливости в перенесении ужасных мучений за имя Христово была живая, твердая уверенность в Божественности лица Иисуса Христа. При такой уверенности в Божестве Христа распятого как было мученикам не решаться на все ужасы мучений, на всякого рода лишения, когда исповедуемому ими Христу дерзали предпоставлять ложных богов, заставляли их отрекаться от Него? Вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего. Благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах по Христе (Фил. 3, 8; 2 Кор. 12, 10), - свидетельствует о себе апостол Павел. С уверенностью в Божестве Иисуса Христа, в сердцах мучеников возгоралась и любовь к Нему, любовь пламенная, ревностная. А для такой любви что могли значить все обольщения и угрозы гонителей христианства? Бесконечные совершенства Иисуса Христа, открываемые христианской верой, до того пленяли сердца исповедников веры, что Христос становился единственным, всегдашним предметом их желаний и стремлений, их помышлений и чувствований, их разговоров и действий, - столь крепко привязывали их к Нему, что никакая сила ни земная, ни небесная, ни добрая, ни злая не в состоянии была отвлечь их от Него, разделить с Ним. Сверх живой веры в Богочеловека Иисуса и пламенной любви к Нему, крепкая надежда на воздаяние от Него за временные страдания и скорби вечными радостями и утехами делала для исповедников веры не страшными, сносными, даже вожделенными все истязания, изобретаемые против них христоненавистниками.
     Наконец, сильным укреплением на подвиг мученичества - к бестрепетной, радостной встрече лютых страданий, для исповедников Христовых были: сила Божия, видимо им благодеющая, утешение благодатное, Божественное, свыше проливаемое в их сердца либо таинственно, либо чрез видимое явление небесного ангела и Самого Иисуса Христа. Зане якоже избыто-чествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5), свидетельствует апостол Павел, т.е. по мере увеличения страданий наших за Христа увеличивается в нас и благодатное утешение чрез Христа.
    Так священномученики Фал и Трофим с радостью отошли ко Господу Богу своему, чтобы вечно веселиться на Небесах, в Царствии Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

28 марта Православной Церковью празднуется память святого мученика Никандра Египтянина и священномученика Александра, иерея в Сиде.


     Святой мученик Никандр жил в 3 веке и пострадал в Египте при императоре Диоклетиане, который был известен своими жестокими гонениями на христиан. По призванию Никандр был врачом и во время гонений посещал заключенных в темницах христиан, безвозмездно оказывал им помощь, приносил пищу, ухаживал за больными и немощными, а умерших погребал.
    Как-то раз он пришел к месту, где были брошены на съедение зверям тела убитых мучеников-христиан. Опасаясь хоронить их днем, святой Никандр дождался ночи и под покровом темноты совершил обряд погребения.
Святой Никандр совершал обряд со всеми предосторожностями, чтобы не быть схваченным язычниками, но... был замечен каким-то язычником. К Диоклетиану сразу полетел донос, и святой Никандр был незамедлительно схвачен и подвергнут пыткам.
     Несмотря на невиданные доселе истязания, святой Никандр не отрекся от Христа, но, наоборот, только укрепив свою веру в Христа, мужественно и радостно претерпел все выпавшие страдания. Жизнь святого Никандра Египтянина оборвалась в 302 году.
      Священномученик Александр, иерей в Сиде, пострадал за Христа во время гонения при императоре Аврелиане (270–275). Святой был допрошен правителем Антонином и отдан на жестокие истязания. Но чудесно хранимый Господом святой с удивительным терпением перенес все муки и, наконец, был обезглавлен. Когда его обезглавили, судья поднялся с кресла и хотел уйти, но упал и погиб в бесноватых судорогах. Видимо, у него было сострадание к Александру, но сострадание, зажатое в сердце, сострадание бесплодное и бездарное, сочувствие лишь мукам, но не тому, что дает силы терпеть муки, может лишь свести сочувствующего с ума.