Новости

16 апреля - Великая среда - Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса;
- предательство Иуды.

 

      Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. В церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26, 6-16).
    Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: "Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже", которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего".
  Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь.

 

16 апреля Православная Церковь памятует преподобного Никиту исповедника, игумена обители Мидикийской.

 

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 марта). Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен. Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек. Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту. Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов. В те годы при императоре Льве Армянине (813 - 820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806 - 815; + 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных. Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег. В 824 году при новом императоре Михаиле (820 - 829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.

15 апреля - Великий вторник - воспоминание:
- Притчи о десяти девах и талантах;
- Притчи пророчество о Страшном суде

 

    Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он в них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).
На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.
    Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

 

15 апреля Православная Церковь празднует память преподобного Тита чудотворца и мученика Поликарпа Александрийского.


     Блаженный отец наш Тит, с юных лет возлюбивший Христа и возненавидевший мир, подвизался в киновии. Приняв на себя образ иноческий, он с великим терпением проходил здесь скорбный и тернистой путь жития иноческого. За свою великую добродетель смирение и послушание, в которой преподобный Тит превосходил всех братий той киновии, он был возведен в сан пресвитера, — пастыря словесных овец.
Преподобный Тит был преисполнен великой любви к своим ближним. Сохраняя себя чистым и душевно, и телесно с самого юного возраста, святой Тит являлся как бы Ангелом Божиим на земле. За свою добродетельную жизнь преподобный Тит был удостоен от Бога дара чудотворения. Сияя добродетелями иноческого жития, святой Тит был в тоже время непоколебимым столпом православия, так как ревностно защищал святую Церковь от нападков на нее еретиков-иконоборцев. Пожив достаточно и указав своим последователям достойный подражания образец жития постнического, преподобный Тит с миром отошел ко Господу.

    Святой мученик Поликарп пострадал за смелое обличение императора Максимиана (305-313) в пролитии невинной христианской крови в городе Александрии. Он открыто исповедовал себя христианином и пошел на добровольные мучения. После тяжелых страданий мученик был обезглавлен.

14 апреля - Великий понедельник - воспоминания:
- Иосифа Прекрасного, проданного в Египет за двадцать сребреников;
- проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях;
- пророчество о разрушении Иерусалима

     Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.
     В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).

 

14 апреля Православная Церковь празднует память преподобной
Марии Египетской.


    Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — Преподобная Мария. Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого Поста оно ещё и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку. Великим постом слова об этой святой обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о её обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сровни хорошему иконописному образу. Это проповедь Свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении, поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нём есть строка, ёмкая и глубокая, передающая суть её истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершённое Богом. Вот, что говорит Свмч. Серафим: «...по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил её в пустыне ночью, эту — из великих грешниц — великую праведницу...».
Обычно о преп. Марии говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удаётся не часто. Ведь что означают слова Свмч. Серафима, что увидел он? — Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет... Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.
        В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Пётр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешниц — великая праведница! «Да как так?! Ведь она...» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»
      Да не покажется всё это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких, вот, «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить... Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и ещё больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет... Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем», благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится... не увидеть ещё раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет её прошлого.
     Что поражает в её житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдаёт» Богу при свидетельстве исповедающего её иерея свои грехи, сама её исповедь, обращённая и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Всё совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито...Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие её, как «ветошь», которая... давно не властна над ней.
При этом её покаяние перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она ещё раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь... от святой.
     И так, через слово Свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся ещё до его обращения, помимо его воли, через внешне казалось бы «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня. Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к молитвам Марии Египетской. Её пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твёрдое решение положить предел греховной жизни. У икон Преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у её образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение.

13 апреля Православная Церковь празднует Неделю Ваий – Вход Господень в Иерусалим.

И когда вошел Он в Иерусалим,
весь город пришел в движение
и говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского.
Евангелие от Матфея, 21, 10-11

 

    Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье за неделю до Пасхи. Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.
   На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. У нас же, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.
    Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
   В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
    В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.

12 апреля суббота 6-й седмицы - Лазарева суббота

 

    В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства.
    В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чем свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами Церкви.
В VII – VIII веках святые песнописцы – преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин – составили на этот праздник особые песнопения и каноны, воспеваемые Церковью и сегодня.
Как сказано в Евангелии от Иоанна, Святой Лазарь жил с двумя сестрами Марфой и Марией в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом. Однажды Лазарь заболел и сестры оповестили об этом Иисуса, на что, как сказано в библейском предании, Иисус ответил: "эта болезнь не к смерти, а к славе Божией".
За четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию Лазарь скончался и его погребли в пещере. Придя в Иудею, в Вифанию Иисус нашел Лазаря во гробе. Он пришел к гробовой пещере и сказал: "Отнимите камень". Когда камень был убран, Иисус помолившись, воззвал громким голосом: "Лазаре! гряди (иди) вон". И умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было повязано платком.
   До воскрешения Лазаря Господь воскресил множество людей, но Лазарь был последним, уже смердящим, разлагающимся, и воскрешение Лазаря было прилюдным, в отличие от других. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осле, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы.
Именно после чуда воскрешения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет – он был епископом на Кипре, где проповедовал христианство, и там же мирно почил.
    Во время своего епископского служения праведный Лазарь был удостоен посещения Божией Матери, отправившейся к нему по бурному Средиземному морю на обычной тогда триреме (гребном парусном судне). Прибыв на Кипр, Божия Матерь подарила святому епископу вышитые Ею омофор и поручи.
Мощи праведного Лазаря, обретенные в Кити, помещались в мраморном ковчеге с надписью: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". В 898 г. повелением византийского императора Льва Мудрого (886 – 911) святые мощи праведного Лазаря были перенесены в Константинополь и положены в воздвигнутом в его честь храме.
В Лазареву субботу во всех храмах Русской православной церкви проходят торжественные богослужения, отличающиеся необыкновенной проникновенностью, значимостью. В главном песнопении дня (тропаре) есть слова, означающие, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении.
С заходом солнца, во время вечерни, проходит чин освящения веточек вербы – главного символа Вербного воскресенья.
    Освященные веточки раздаются молящимся. С ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим торжество победы жизни над смертью (воскресенье). Освященные вербные ветви положено хранить дома целый год. Считается, что они оберегают жилище от всяких бед и напастей. Почки освященной в храме вербы рекомендовали есть женщинам от бесплодия, они защищали также от лихорадки.
В Лазареву субботу на трапезе разрешается рыбная икра, елей и вино.

11 апреля Православная Церковь чтит память мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла, диакона, и иных многих. Этот же день есть днем памяти преподобного Иоанна, пустынника.

 

  Жила некогда, вероятно, в Египте, одна богатая, весьма красивая и богобоязненная жена, по имени Иулиания. В молодых годах она потеряла мужа и осталась вдовой с двумя малолетними детьми, Иоанном и Фимистиею. После того как было объявлено повеление предавать смерти христиан, она, взяв с собою Иоанна, пришедшего уже в отроческий возраст, укрывалась с ним в одном нежилом помещении в малой Армении и воспитывала его в христианской жизни, обучая чтению священных книг и молитве. Отрок, оставляя мать, приходил иногда в ближнюю иноческую обитель и, наедине тайно помолившись там, снова возвращался назад, так как в то время все христиане из опасения гонений скрывались. Когда он по обычаю пришел однажды в обитель, то его встретил тут один благочестивый человек и дал совет ходить для молитвенных подвигов лучше в пустынные места, нежели, совершая их в обители, быть всегда в опасности отдать себя во власть мучителей. Приняв этот совет, отрок попросился у матери сходить навестить некоего благочестивого человека, который якобы его пригласил. Иулиания отпустила своего сына, думая, что он скоро вернется назад. Но Иоанн пошел в Египет к отшельнику Фармуфию (память 11/24 апреля) и, приняв от него молитвенное напутствие, отправился в глубину пустыни. Здесь он нашел пустой колодец, наполненный змеями, скорпионами и гадами, и, помолившись, прыгнул в него. Кладенец был глубоким, но Ангел Господень поддержал Иоанна, и он остался невредим. Став на дне кладезя, он с крестообразно простертыми руками без сна, пищи и питья провел сорок дней в молитве, – и все гады вышли из студенца. После сего Ангел, всегда приносивший пищу пустыннику Фармуфию, принес ему хлеб и для Иоанна, сказав: "Этот хлеб послал тебе Господь, чтобы ты снес его в студенец авве Иоанну". Сам же Ангел не понес хлеба, чтобы Иоанн, будучи в юном возрасте, от этого не возгордился. Фармуфий отправился к Иоанну и отдал ему хлеб. Преподобный, приняв хлеб и возблагодарив Бога, стал есть его. С этих пор в течение долгого времени он ежедневно получал пищу от Фармуфия и прославлял за это Господа. Между тем диавол, не перенося богоугодных подвигов преподобного Иоанна, принял однажды вид одного из бывших слуг его и, придя к Фармуфию, обольстил его, и тот привел его к колодцу, где подвизался преподобный. Но когда бес сказал Иоанну нечто неподобающее, то Иоанн вывел из заблуждения Фармуфия, и посрамив беса, отогнал его от себя. После сего диавол, собрав множество бесов, велел им принять вид матери и сестры Иоанна, родственников и соседей его, его слуг, служанок и знакомых, – и все они пришли к кладезю, со слезами умоляя его показаться им, так как они будто бы желают его видеть. Но преподобный, совершая в это время свою обычную молитву, сказал им: "Отойдите от меня", – и все бесы стали невидимы. Прожив в колодце 10 лет, совершив всякие иноческие подвиги и доблестно угодив Господу, преподобный Иоанн пустынник отошел в вечные обители. Для его погребения по наставлению Ангела пришел некий инок по имени Хрисихий, в течение 30 лет подвизавшийся в пустыне. Три дня он просил преподобного выйти из студенца и заклинал его ничего не утаить из жития своего, ибо так угодно Богу. И совершилось дивное чудо, приводящее в изумление всякий слух и взор: земля на дне кладезя сама собою поднялась на двадцать локтей и преподобные сошлись вместе. Иоанн ничего не скрыл, но все поведал о себе, и Хрисихий благодарил его за это братским целованием. После этого преподобный Иоанн сам приготовил себя к погребению и снова отошел ко Господу. Тогда Хрисихий покрыл тело его своей мантией, так что она легла концами своими на края колодца. После погребения он посадил на этом месте финик. Немедленно же финик дал корни, вырос до высоты большого дуба, расцвел и покрылся множеством плодов. Видя это, инок Хрисихий вознес благодарение Богу. И в то время, когда он молился, Ангел восхитил его и отнес на место, где он раньше пребывал. После сего, призвав одного благочестивого мужа, Хрисихий попросил его записать все, что видел и слышал. Происходило это в IV веке.
    Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361 - 363). По указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) он разрушил идольское капище. Когда вступивший на престол Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали всё новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчелам. Но святей старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием его бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.
Блаженный Феодорит рассказывает о святом мученике диаконе Кирилле, который в царствование равноапостольного Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и другими страшными болезнями.
     В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан - священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители праведное воздаяние - вечную муку в аду.

10 апреля православные христиане празднуют день памяти преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского и преподобномученика Евстратия Печерского.

 

    Преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский, с юности посвятил себя служению Богу и много лет провел в затворе. За непорочность и святость жизни он сначала удостоился сана пресвитера, а затем был поставлен игуменом Пеликитского монастыря (близ пролива Дарданеллы). Преподобный Иларион сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворений. Благодатной силой молитвы он низводил дождь во время засухи, подобно пророку Елисею разделял воды реки, отгонял от полей вредных животных, наполнял рыбой сети рыбаков при неудачном лове и совершал много других чудес. Кроме того, он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. Преподобный пострадал в 754 году, когда в Великий четверг военачальник Лаханодракон, преследуя иконопочитателей, неожиданно напал на Пеликитский монастырь, дерзко ворвался в церковь во время Божественной литургии, прервал службу и поверг на землю Святые Дары.
   Преподобномученик Евстратий Печерский жил в XI в. в Киеве, был богатым человеком. Раздав все свое имущество бедным, поступил в обитель Антония. В 1096 г., когда половцы напали на Киев и причинили много зла Печерской обители, св. Евстратий был взят в плен. Половцы продали его вместе с 50 пленниками одному еврею в Херсонес. Еврей принуждал всех их к отречению от Христа, но Евстратий убеждал крепко стоять за веру. «Не будем отступниками обета, данного нами при крещении», - говорил он своим сотоварищам. Еврей начал морить их голодом, и все они от этого скончались; но Евстратий, привыкший к воздержанию и посту, остался жив, несмотря на то, что 14 дней не вкушал пищи. Тогда еврей вздумал отомстить Евстратию за то, что из-за него он лишился купленных работников, и в свой праздник Пасхи евреи пригвоздили Евстратия к кресту. Мученик благодарил Господа за то, что Он удостоил его страдать на кресте, а евреям грозил мщением Божиим за кровь христианскую. Тогда пронзили святого мечом, а тело бросили в море. Христиане извлекли из моря св. мощи Евстратия и привезли в Киев, где они и почивают в Антониевых пещерах.

9 апреля день святой мученицы Матроны Солунской.

 

      В качестве примера неотступной верности Богу живому может послужить жизнь святой Матроны Солунской. Святая мученица предпочла мучения, чем отступничество от живой веры во Христа. Ее жизнь и смерть стала ярким свидетельством того, что никакие узы и побои не смогут забрать у человека его веру в Господа, который всегда придет на помощь рабам своим и исцелит их раны в любых условиях.
     В III или IV веке святая Матрона Солунская служила рабыней у богатой иудейки Павтилы, которая была очень злобной и пыталась всех своих рабынь привести к отступничеству от их веры. Она насильно заставляла всех, кто ей прислуживал, принимать иудейство, но блаженная Матрона не смогла отступить от веры Христовой, которую она познала с юности. Матрона, несмотря на запрет госпожи, ходила в церковь тайно до тех пор, пока об этом не узнала Павтила.
   От этого она пришла в бешенство и с гневом вопрошала святую Матрону о том, почему та предпочла посещать не синагогу, а именно христианскую церковь. На это мученица ответила, что от синагоги Бог отступил, а в христианской церкви Он присутствует. После такого ответа иудейка и вовсе рассвирепела, побив без пощады блаженную Матрону. После она связала мученицу и закрыла ее в маленькой и очень темной комнатке.
   Утром Павтила стала свидетельницей чуда, увидев, что Матрона стоит освобожденная от уз и без всяких ран на теле, что вызвало в ней еще большую ярость. Госпожа три раза избивала Матрону и запирала ее в той же каморке, но поутру всегда находила мученицу освобожденной и исцеленной. И все же, в конце концов, палочные удары и отсутствие еды и питься превозмогли стойкость блаженной Матроны, что привело к ее гибели.
    Тело Матроны после смерти от истязаний ее госпожи было скинуто с высокой городской стены, дабы прикрыть несчастным случаем убийство. Местные христиане не бросили тело Матроны, а, наоборот, с честью предали его земле. Спустя время епископ Солунский возвел небольшую церковь в память о Матроне. В эту церковь были помещены мощи Матроны, которые прославились чудотворениями.
   Что касается мучительницы, то ее поступок не остался без Божьего внимания и она, оступившись, упала с высоты городской стены в том самом месте, откуда было сброшено неживое тело мученицы Матроны.

   Наши предки почитали святую Матрону как покровительницу ткачих. Эта мученица отвечала за отбеливание новотканных холстов и льняной пряжи. 9 апреля было последним днем, когда крестьянки выносили на снег отбеливать новые холсты. Места, на которых будут отбеливаться холсты, крестьянки замечали еще на Крещение. Как правило, это была защищенная от ветра площадка на солнечной стороне, где еще сохранялся крепкий и белый снежный наст. Этот последний этап работ был крайне важен для ткачих, ведь за полотно ненадлежащего качества нельзя было выручить много денег. Кстати, слово «белье» произошло от «белево» – так называли в старину отбеленные холсты.

08 апреля Собор Архангела Гавриила.

 

      Благовестника нашего спасения, великого слугу Божиего и радостного посланника к Пречистой Деве Марии, архангела Гавриила, мы восхваляем особенно.
       Он сообщил Моисею о начале мира и создании первого Адама, о жизни его и бывших за ним патриархов.
Он открыл пророку Даниилу время первого пришествия в мир Христа через воплощение от Пресвятой Девы.
Он явился святой праведной Анне, скорбящей и со слезами молящейся Богу, и сказал ей: «Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты родишь Дщерь Преблагословенную. Через Нее благословятся все народы земли, Ею дастся спасение миру, имя ей будет Мария».
Также святой Гавриил явился и праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне и возвестил ему то же, что и жене его, святой Анне: что они будут иметь Дочь, от века избранную Матерью Христа, грядущего спасти род человеческий.
Архангел Гавриил был приставлен от Господа хранителем к Богоотроковице Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.
Он же явился священнику Захарии и возвестил ему рождение Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
Гавриил явился в Назарете Пресвятой Деве Марии и благовестил Ей зачатие Сына Божия от Духа Святого.
А когда Господь родился в Вифлееме, архангел Гавриил явился пастухам, стерегущим ночью стада свои, и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».
А затем тотчас со множеством небесных ангелов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
   Архангел Гавриил непрестанно ходатайствует перед Богом о роде христианском. Его молитвами да сподобимся и мы вечно славить Бога в Царствии Небесном. Аминь.

07 апреля православные христиане празднуют Благовещение Богородицы.

 

    Благовещение - один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Благовещение Пресвятой Богородицы стало самостоятельным праздником в середине VII века, и послужило постоянным сюжетом для религиозной живописи. Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.
Благовещение - зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческая жизнь. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью. На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения. Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие. Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.
По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: "Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!". Это была весть о совершении величайшего таинства соединения двух естеств - Божеского и человеческого в одном лице Богочеловека. Пречистая Дева поверила, что слышит волю Божию. Ответ Ее был исполнен глубочайшего смирения: "Я - раба Божия, да будет Мне по слову твоему". Эти тихие слова преклонили небеса, и на землю сошел Сын Божий.
Совсем юная Девушка в маленьком Назарете изменила судьбу мира. Она вместила в себя невместимого Бога, Она родила Христа, потому Она - Богородица, милосердная Заступница, Невеста неневестная, Та, которую величают небесные воинства, Та, что избавляет нас от скорби и подает бесчисленные щедроты, Та, что была началом спасения нашего: Пресвятая Богородица стала нашей заступницей, просительницей за нас перед Богом, стала воистину нашей Матушкой, охраняющей и поддерживающей нас от рождения до самой смерти, а Ее благодатная помощь изливается на нас по молитвам у ее чудотворных икон.
Великий двунадесятый праздник Благовещения столь почитаем на Руси, что если, как и в этом году, выпадает в Великий пост, то пост ослабляется. Празднуется он и в Пасху, когда менее значительные праздники отменяются. Особенную любовь к этому светлому дню унаследовали русские люди от прадедов, называвших нашу землю Домом Царицы Небесной. Слова о том, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», они с большим правом относили к благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи перед Богом, велик гнев Божий на нас, но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий.
Почти в каждом православном храме есть своя икона – Благовещение, перед которой каждый из нас может вознести молитвы и попросить Божию Матерь о заступничестве и помощи в нашей нелегкой современной жизни.
Молитва на Благовещение
Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя: ум мой обогати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отягощающи. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляюще мя. Жизнедателя Бога рождшая, умервщлена мя страстьми оживи. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непот-ребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам. Пречистая, души своея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Ему же честь и поклонение подобает ныне и присно, и во веки веков, аминь. (Воспеваю благодать Твою, Владычица, молю Тебя: обогати мой ум. Научи меня идти прямо, следуя путем Христовых заповедей. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими облегчи участь людскую, Божья невеста. Храни меня и днем, и темною ночью, избавляя меня от злых врагов. Давшая жизнь Богу, оживи душу мою, погубленную страстями. Пресвятая Дева, услышь голос непотребного раба Твоего. Слезы лью перед Тобою, Пречистая, душу свою от скверны очищаю. Стенания от сердца приношу. Избавь меня от пакостей, растлевающих душу, Христа прилежно об этом умоляя; Ему же честь и поклонение подобает ныне и присно, и во веки веков. Аминь.