Новости

26 апреля день памяти священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского.

Артемон (он жил в конце III века) был священником в Лаодикии. Однажды до него дошел слух, что в город направляется мучитель Патрикий, чтобы принуждать христиан поклоняться идолам. Тогда вместе с епископом Сисинием Артемон вошел в капище Артемиды, перебил всех идолов, а затем и само капище сжег. Узнав об этом, Патрикий с отрядом воинов поспешил в церковь, чтобы умертвить там всех христиан, но дорогой на него вдруг напала такая сильная дрожь, что он упал с коня.
   Тогда Патрикий понял, что это Бог наказывает его, и послал к епископу сказать: «Так говорит царский посол Патрикий: велик Бог христианский! Помолись ему, чтобы мне избавиться от моей тяжелой болезни, тогда я сделаю из золота твое изображение и поставлю его посреди города». Епископ Сисиний ему ответил на это: «Золото твое пусть останется при тебе. Если уверуешь в Господа нашего Иисуса Христа, будешь здоров». Тогда Патрикий послал воинов сказать: «Верую в твоего Бога, только бы мне исцелиться». Епископ помолился о нем, и Патрикий тотчас выздоровел.
   Но как бесы веруют и трепещут, так и этот нечестивый Патрикий, уверовав в Иисуса Христа, продолжал ненавидеть Его и не отказался от мысли преследовать христиан и мучить их до смерти. По дороге из Лаодикиии в Кесарию ему встретился святой священник Артемон, возвращавшийся из леса в город. За ним следовало два оленя и шесть диких ослов, Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких зверей в своем саду. Патрикий вопросил Артемона: «Как ты поймал этих зверей?» – «Я поймал их именем Христа моего», – ответил святой. Тогда Патрикий, узнав, что Артемон – христианин, повелел заковать его в цепи и, отведя в Кесарию, заключить в темницу. Святой только успел приказать зверям самим идти к епископу Сисинию и все ему рассказать человеческим голосом. Те послушались Божиего раба и исполнили его слово.
  Через несколько дней Артемона вывели из темницы на суд, и Патрикий потребовал от него принести жертву в храме идола Асклепия, в котором жило множество одержимых бесами змей. Эти змеи убивали всякого, кто входил в капище, не принеся им предварительно жертву. Но Артемон именем Божиим покорил их, вывел из храма и, дунув на них, всех умертвил.
   Однако злой Патрикий не вразумился этим чудом, а только разгневался и велел, положив святого Артемона на раскаленный лист железа, колоть его стальными прутьями и резать тело на части. Но Господь сохранил мученика и исцелил его раны. Когда же по приказу Патрикия растопили в большем котле смолу, чтобы сварить в ней святого Артемона, явились два ангела Божия, схватили самого мучителя и бросили в котел. Так он погиб злой смертью, а воины и народ разбежались.
   Потом, по воле Божией, святой Артемон отправился в Асию. Дорогой он был взят ангелом и поставлен на место, которое было ему открыто в видении. Здесь он сотворил много чудес и многих обратил ко Господу, научив истинной вере. Однажды во время проповеди Артемона схватили язычники и отрубили ему голову мечом. Так святой отошел в вечные обители для принятия венца от Христа Бога нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом слава и поклонение во веки веков. Аминь.

25 апреля православный мир празднует День чудотворной иконы Богородицы «Живоносный источник»

 

   Ежегодно в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели) Православная Церковь празднует День чудотворной иконы Богородицы «Живоносный Источник». Празднование установлено в память реставрации константинопольского храма, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, здесь совершенных. Храм был воздвигнут императором Львом I при источнике, вода которого имела силу исцеления, питаемую силой Пресвятой Богородицы. В этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
   На иконе Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображены над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.
Легенда гласит, что в 5 веке в Константинополе, вблизи, так называемых, «Золотых ворот» находилась роща, посаженная в память Пресвятой Богородицы. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной...
   Однажды воин Лев Маркелл, будущий Император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог путнику выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Лев долго искал воду и несколько раз слышал призывный голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Потом тот же голос показал Льву дорогу к источнику и научил, как исцелить недуг путника.
   Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
   Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучался водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный Император воздвиг около храма, построенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
   В 15 столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником.
  В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года.

 

25 апреля память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского.

 

     В Парии, древнем городе Малой Мизии, со времени распространения в нем христианства, была учреждена епископская кафедра, подчиненная кизическому митрополиту. Среди епископов Парии числится и преподобный Василий, избранный епископом за свою добродетельную, богоугодную жизнь. При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым: избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, не смотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонение и поругание со стороны еретиков, проводя, подобно Ап. Павлу, жизнь в скорбях, бедах и теснотах, постоянно переселяясь из одного места в другое. При своем благочестии и стремлении охранять чистоту учения Церкви преподобный Василий не мог не ненавидеть нечестивые соборы еретиков, и, поэтому, он не вступал в сношение с ними. Благоугодив Господу своею жизнью, преподобный Василий с миром отошел к Нему.

24 апреля Церковь празднует память святаго священномученика Антипы Пергамского.

 

   Антипа был епископом в Пергаме. Сам Господь упомянул о нем в откровении Иоанну Богослову, назвав Своим верным свидетелем. Жители Пергама отличались крайним злочестием: усердно поклонялись идолам и живущим в них бесам, никого не любили, были мстительны, сильные обижали слабых; и тот у них считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или убивал христиан. Но Антипа, исполненный благодати, не боялся мучений и смерти. Пренебрегая угрозами язычников, он часто шел туда, где было много народа, и открыто проповедовал Христа. Святой был настолько просвещен и сиял Божественным светом, что бесы, не терпя его, бежали из Пергама, зато они являлись своим жрецам в сновидениях и, жалуясь на Антипу, призывали умертвить его. Тогда жрецы возбудили народ, и Антипу, когда он отказался принести жертву идолам, схватили и бросили в печь. Но святитель, неподвластный огню, стоя в разожженной печи, долго молился Богу о себе и о всем мире, осеняя себя крестным знамением, и, закончив моление, предал свой дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном. Христиане взяли его останки и похоронили в Пергаме. Причем от мощей истекло благоуханное миро, исцеляющее всякие недуги во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого вовеки. Аминь.
   Святый священномучениче Антипе, моли Бога о нас!

23 апреля день памяти мученика Терентия и его дружины: мучеников Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х.

 

   Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам. Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их. Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача. После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.

Сегодня Церковь чтит память иконы Божией Матери "Иверской".

   Иверская икона в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи.

При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.

Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.

   Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

   Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

   После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

22 апреля день памяти святого преподобномученика Вадима архимандрита.

 

   Во время убиения святых сорока мучеников персидских, по приказанию царя Сапора, взят был и заключен в темницу святой архимандрит Вадим с семью своими учениками. Сей святой происходил из города Вифлапата (в Персии), из очень богатого рода, но когда он решил быть иноком, то всё свое богатство роздал нищим и, построив за городом монастырь, жил в нем добродетельно, стараясь во всем угодить Богу и исполнить святую волю Его. Ибо он был муж, исполненный благодати и истины и избранный сосуд Божий. Сей преподобный отец, водимый божественною и совершенною мудростью, восшел на пустынную гору и, обитая на ней, получил благословение от Бога Спасителя своего и видел лицо Бога Иаковлева. Он был для Персии в те времена как бы закваскою, - тою закваскою мученичества и твердого исповедание Христа, которая утверждала немощных в вере. Он поистине был камень веры, подобный древним христианам, - изрядный священник Божий, наставивший многих на путь спасение, мужественно и непоколебимо решившийся на мученичество за Христа и показавший великую ревность по Боге. Он был чист от всякой скверны и никакому злому делу не было в нем места: корыстолюбие далеко было от него, вожделение угасли и не могли вредить ему. Он был чужд всякой страсти к приобретению и не способен соблазниться золотом. Гордость пред ним смирилась, высокомерие было попрано им, как прах, нищета же и кротость возлюбили его. Правда приникла к нему и истина воссияла в нем; любовь объяла волю его, и мир облобызал его и возрадовался о нем (Ср. Пс.84:11-12). Согласие и единомыслие обитало в сердце его, и всяких плодов праведных был исполнен муж сей, и от плодов его духовных все насыщались в сладость. Четыре месяца пробыл он в темнице в узах, вместе с учениками своими, и каждый день был подвергаем жестоким побоям, но переносил их терпеливо, укрепляемый надеждою и искреннею верою в Бога. В то время был некто Нирсан, начальник города Арии в области Видгерми. Этот Нирсан был христианин, и когда царь принуждал его поклониться солнцу, то он не хотел отречься от святой Христовой веры и был заключен в узы. Но потом он ослабел духом, устрашился предстоявших ему мучений, и не пребыл до конца в исповедании Христовом, но возлюбив маловременную жизнь сию и суетную почесть от царя, лишился жизни божественной и славы вечной. Однако, как покажет дальнейшее повествование, ему не пришлось воспользоваться удовольствиями мира сего: избегая мученичества, он впал в муки и ища земной славы, получил бесчестие за то, что временного и тленного царя предпочел небесному и вечному, дав обещание исполнять всё, что повелит царь Сапор. Царь услышав о таком решении его, весьма обрадовался и, вспомнив о святом Вадиме, тотчас приказал освободить его от оков и привести к нему из темницы, сказав предстоявшим ему вельможам: - Если Нирсан собственными руками убьет Вадима, то будет освобожден от уз и получит всё имущество Вадимово. Эти слова царя были тотчас переданы Нирсану, и он согласился в точности исполнить царскую волю. Святой Вадим приведен был к Нирсану, и окаянный Нирсан, взяв обнаженный меч, приготовился убить мученика Христова, но, объятый страхом, он стал недвижим, как камень. Тогда Христов раб, посмотрев на него, сказал: - До того ли простерлась злоба твоя, Нирсан, что ты не только отрекся от Бога своего, но начинаешь убивать и рабов Его? Горе тебе, несчастный! что будешь ты делать, когда предстанешь на Страшный Суд дать ответ вечному Богу? Я готов умереть за Христа моего, но мне не хотелось бы принять смерть от твоих рук. Нирсан не устыдился сих слов, но не был в состоянии исполнить и царское приказание, и продолжал стоять в страхе. Наконец, утвердив лицо свое как камень и ожесточив сердце как железо, ударил мечем в выю мученика. Но так как руки убийцы дрожали, то он не мог убить святого сразу; только после многих ударов он едва отсек главу святому. В таком страдании предал преподобный Вадим святую душу свою Богу, и все неверные, присутствовавшие при его кончине, удивлялись терпению мученика, ибо он, принимая многократные удары мечем, стоял неподвижно, как столп каменный. Над убийцей же все смеялись, как над трусом, и относились к нему с презрением. Спустя немного времени Нирсан получил достойное возмездие за дела свои: от многих и различных душевных страданий он в отчаянии покончил жизнь свою самоубийством! Святой Вадим принял мученическую кончину о Христе Иисусе в восьмой день апреля. Тело его, брошенное за городом, тайно взяли благоговейные мужи и погребли с честью. А семь учеников его остались в темнице и пробыли там четыре года, до смерти царя Сапора. Когда они были отпущены с миром, им позволено было исповедывать христианскую веру, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, которому да будет слава во веки. Аминь

21 апреля день памяти Святых апостолов Иродиона (Родион), Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ермия и иже с ними.

 

   Святой апостол Иродион (Родион) был родственником святого апостола Павла и происходил из одного с ним города Тарса Киликийского (Малая Азия, ныне г.Тарсус в Турции). Житие его свидетельствует, что с самого основания Церкви он служил святым апостолам, и был поставлен епископом в г. Патрасе (ныне г.Патры в Греции). Святой апостол Ироди¬он проповедовал преимущественно среди эллинов, зная греческий язык как родной, а отчасти и греческую философию, так что мог говорить «с эллинами как эллин», по слову свято¬го апостола Павла, и пользовался среди греческого населения большим влиянием. Успехом христианской проповеди он возбудил ненависть иудеев, живших в Греции, особенно старейшин. На святого Иродиона на¬пала уличная толпа, которая жестоко избила его и бросила на улице, сочтя мертвым. Христиане подняли апосто¬ла Иродиона и помогли его выздоров¬лению. Из Патраса он отправился в Рим помогать святому апостолу Пет¬ру в устроении Римской Церкви. Святой апостол Павел в Послании к Римлянам упоминает о нем (Рим. 16, 11) и просит Римскую христианскую общину принять «Иродиона, сродни¬ка его». В 67 году в Риме апостол Петр был распят; в этот же день был обезглавлен апостол Иродион со мно¬жеством верных.
   Апостол Агав, первохристианский пророк, упомянут в Деяниях апосто¬лов дважды: в первый раз в связи с тем, что предсказал великий голод в Иудее при Клавдии (Деян. 11, 27 - 30), то есть голод 44 - 48 годов, когда Антиохийская христианская община заблаговременно собрала средства и послала братии в Иерусалим. Он же предсказал святому апостолу Павлу, что ждет его в Иерусалиме: «Взял пояс Павлов и, связав им себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21, 11). По преданию, святой пророк и апостол Агав мученически скончался в Антиохии (ныне г. Антакья в Турции).
Апостол Асинкрит был епископом в Гиркании Асийской (область на юго-восточном побережье Каспийско¬го моря). О нем сказано в Послании к Римлянам (Рим. 16, 14); следователь¬но, в то время он находился в Риме вместе с апостолом Петром. Впослед¬ствии претерпел мученическую кончину.
   Апостол Руф был сыном земле¬дельца Симона, уроженца г. Киринеи (ныне г. Шаххат в Ливии), который нес Крест Христов на Голгофу: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александро¬ва и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15, 21). Следователь¬но, с самой ранней юности Руф слышал свидетельства о земной жиз¬ни Христа, о Его чудесах и знамени¬ях, о Его распятии и Светлом Воскре¬сении. Впоследствии Руф был постав¬лен святыми первоверховными апо¬столами во епископа г. Фивы в Сред¬ней Греции. Во время написания Послания к Римлянам он был с апостолом Петром в Риме (Рим. 16, 13).
Апостол Флегонт, римлянин по рождению, был избран из Римской христианской общины святым апо¬столом Петром: он упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам (Рим. 16, 14); впослед¬ствии был епископом в г. Марафоне во Фракии (ныне в Югославии).
   Апостол Ерм также находился со святым апостолом Петром в Риме во время написания апостолом Павлом Послания к Римлянам (Рим. 16, 14). Был епископом в г. Филиппах в Македонии (ныне г. Пловдив в Бол¬гарии). Замучен язычниками в са¬мом начале II века.
   Все названные святые апостолы приняли мученическую кончину за Христа Спасителя. Место и время кончины некоторых из них не сохра¬нились.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
20 апреля – Пасха Христова – торжество из торжеств.


Воскресение Христово — основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.
На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин вместе с Марией пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Ангел им возвестил, что Христа здесь нет, Он воскрес, как сказал.

В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!» Вот как об этом говорил Святитель Макарий, митрополит Московский: «Пасха - праздник всемирный и величайший... Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо... На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь - столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее... Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла... На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников... Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь - земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви».
И как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, чтобы им, избежав кары, постигшей египтян, выйти из Египта и войти в Землю Обетованную (слово «пасха» значит - переход), так Христос - «новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший на Себя грех мира» - Своею кровью заключил Новый Завет, положив начало переходу Народа Божия к Воскресению и вечной жизни.

19 апреля - Великая суббота –
Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.

    В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
    Грех Адама искорежил человеческую природу и сделал ее смертной. Смерть - следствие греха. Соответственно, область, в которую попадали души всех умерших, оказалась во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда попадали даже души праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую природу, приобщив ее к божественной. Став сопричастником смерти, Он освободил от тления и самую последнюю трагическую область бытия человека. Приняв смерть, Христос, как всякий человек, сошел душой в ад, но, как Бог, разрушил эту твердыню смерти. Сатана, великий обманщик, сам обманулся, не узнав Того, Кто пришел в этот день в его царство.
Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь...», тропаря «Благообразный Иосиф...» и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу».
    После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу - совершается шествие с плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождени «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается.
    Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.
     Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо - все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол. Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью.
      В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов - вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово...

18 апреля - Великая Пятница -
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

 

   День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей. Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.
   "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина."Евангелие от Иоанна 19: 17-25
   Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

17 апреля - Великий четверток - Чистый четверг - Воспоминания Тайной Вечери

 

   В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин. В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи.
   Вечером читаются 12 Евангелий.
  В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам.
   По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.
   В этот день каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются после таинства Крещения. Существует поговорка: "Все одним миром мазаны». Смысл здесь такой: с апостольских времен из года в год в новое миро добавляется капелька старого. Таким образом, происходит из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие и так далее. Осуществляется связь времен.

  

17 апреля Православная Церковь памятует преподобного Иосифа песнописца.

   Родился преподобный Иосиф в Сицилии. По переселении в Грецию в пятнадцать лет ушел в Фессалоники, где принял монашество и проводил строгую подвижническую жизнь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Здесь он встретил преподобного Григория Декаполита (+ 816 г.; память 20 ноября/3 декабря), вместе с которым отправился в Константинополь для укрепления православных в догматах истинной веры. Во время иконоборческой ереси за почитание и защиту святых икон преподобный Иосиф был заключен в темницу, из которой его освободил явившийся ему святитель Николай. Чудесно оказавшись в Константинополе, он вскоре построил церковь во имя святителя Николая, при ней же был основан монастырь. Во время возобновления иконоборческой ереси при императоре Феофиле (829-842 гг.) преподобный Иосиф вторично пострадал от еретиков, одиннадцать лет пробыв в изгнании в Херсоне. И в третий раз он был сослан в заточение за обличение брата царицы Феодоры (+ ок. 867 г.; память 11/24 февраля) Варды в незаконном сожительстве. Вернувшись из последней ссылки, при патриархе Фотии был духовником всего константинопольского клира. Имел дар прозорливости, так что знал даже тайные прегрешения. Желая почтить св. апостола Варфоломея (+ I в.; память 11/24 июня) церковными песнопениями, удостоился его явления и благословения на письменные труды на благо святой Церкви. Преподобный написал 175 канонов святым, перу его принадлежат песнопения, вошедшие в Постную и Цветную триоди, в Минеи и Октоих. Святая Церковь называет его Песнописец. Почил о Господе в 883 г.