Новости

6 мая верующие православной Церкви отмечают день памяти
святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления.
В этот же день почитаются мученица царица Александра,
мученики Анатолий и Протолеон.

   Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры. Но как же повел себя этот блистательный юноша, когда император задумал истребить всех христиан и при этом заменил практиковавшиеся виды пыток на более лютые, более жестокие муки.
   Узнав, что это бесчеловечное решение не может быть отменено, святой Георгий понял, что наступило время, которое послужит для спасения его души. Как христианин он не мог чувствовать себя счастливым при императоре-язычнике. Раздав все имущество бедным и отпустив рабов на волю, Георгий прибыл на последнее совещание императора с единомышленниками и смело выступил вперед:
   - Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела и преследовать невинных? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос.
   Все удивились смелой речи Георгия.
   Царь приказал вельможе Магненцию спросить у юноши, что это за истина, побудившая Георгия к таким дерзким словам.
   - Эта истина - есть сам Иисус Христос, гонимый вами, - ответил святой, - я раб Христа, Бога Моего, и пришел сюда свидетельствовать об истине.
   Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу, забить его ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий ответил царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: "Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я - терпеть мучения".
   После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретённое орудие пытки - колесо, истыканное железными остриями. После колесования, когда все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и послышались слова: «Не бойся, Георгий! Я с тобою". Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога.
Наблюдавшие за страданиями великомученика царские сановники Анатолий и Протолеон, а также царица Александра увидели чудесное спасение и хотели принять христианство. Обоих вельмож за исповедание Христа царь приказал казнить, царицу Александру - запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. На третий день император велел выкопать кости мученика, думая, что он сгорел во рве. Но слуги, разгребавшие известь, нашли Святого Георгия невредимым и привели к царю.
   - Скажи, Георгий, - начал Диоклетиан, - откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься волшебствами. Я думаю, ты притворяешься христианином, чтобы удивить всех своим волшебством и явить себя великим.
   - Царь, - отвечал Георгий, ты только хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты так глубоко погряз в заблуждениях язычества, что называешь волхвованиями и чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах.
   Диоклетиан приказал надеть на ноги святого Георгия сапоги с раскаленными гвоздями внутри. В этой обуви мученика гнали до самой темницы с побоями и руганью. Друг императора Магнеций посоветовал Диоклетиану обратиться к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: "Или победи и уничтожь волхвования Георгия и сделай его покорным нам, или тотчас лиши его жизни чародейными травами, и пусть он, таким образом, погибнет от той же самой хитрости, которой научился".
    Афанасий обещал исполнить желание царя. Утром в суде он показал присутствующим два сосуда и велел: "Приведите сюда осужденного, и он увидит силу наших богов и моих чар. Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - то будет во всем покорен царской воле. От второго же питья он умрет."
Но, выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредим. Волхв Афанасий, видя благодать Божию, охраняющую святого Георгия, сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это император приказал его казнить.
   Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству. Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть.       

   Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин.
   После этого советники царя просили осудить святого Георгия, говоря, что он привлекает к себе в темницу множество народа и своим колдовством отвращает от языческих богов к Распятому.
Тогда Диоклетиан приказал привести святого Георгия в храм Аполлона и в последний раз стал убеждать его принести жертвы идолам. Святой еще раз доказал бессилие языческих богов, и тогда толпа разъяренных язычников набросилась на него, требуя от императора смерти осужденного. Услышав шум и крики, царица Александра, жена Диоклетиана, поспешила в Храм и бросилась к ногам Георгия со словами: "Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты - Бог истинный и всемогущий!" Император, видя свою жену у ног осужденного, с изумлением спросил: "Что с тобой случилось, Александра, и почему ты присоединяешься к волхву и чародею, бесстыдно отрекаясь от наших богов?" Александра ничего не ответила царю и отвернулась от него. Разгневанный Диоклетиан тотчас же произнес смертный приговор обоим.
   Воины схватили святого Георгия и Александру и повели их за город. Святая Александра еще на пути к месту казни предала свой дух Господу. Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч 23 апреля (6 мая) 305 г.
   По преданию, святой Георгий совершил множество подвигов. Из них, как самый славный, отмечается следующий.
На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею.
   Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, - вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа" устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но святой Георгий удержал их:
   "Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея". После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище.
Увидев это чудо, 25000 идолопоклонников приняли христианство.
   3а победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.

05 мая православная Церковь чтит трех апостолов:Нафанаила, Луку и Климента.

 

По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их.
Псалтырь (18:5)

 

   Святые апостолы Нафанаил, Лука и Климент благовестили Слово Божье еще во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Святой Нафанаил, он же, по свидетельству отцов Церкви, — Варфоломей, во время первой встречи со Спасителем признал Его Сыном Божьим. Святые Лука и Климент входили в число семидесяти учеников Христа. Апостол Лука известен как один из четырёх евангелистов, автор книги «Деяния Апостолов» и первый иконописец. О святом Клименте известно, что он был епископом города Сардика в Малой Азии. Апостол Павел в своем послании к|до| Филиппийцам упоминает его среди своих сподвижников, имена которых записаны в Книге Жизни. Сегодня Церковь чтит всех трёх апостолов: Нафанаила, Луку и Климента

04 мая во вторую неделю после Пасхи Святая Православная Церковь вспоминает и чествует святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну.


   Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.
   Этот праздник издревле чтился христианами. Родовитые, богатые и бедные христианки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта христианской праведности — особое целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал православного христианина. Другая черта христианской праведности — особый «чин» вдовства. Многие женщины второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Жена-христианка всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.
   Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
  Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

 

  04 мая день памяти священномученика Ианнуария епископа,мучеников Прокула, Соссия и Фавства диаконов,Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян.

 

 Священномученик Ианнуарий был епископом в г. Путеолы (на юге Италии в области Кампания; ныне г.Поццуоли). В то время Италия по разделу Римской империи принадлежала императору-соправителю Максимиану Геркулию (285 - 305), начавшему гонение на христиан.XV века, когда городу угрожала опасность, народ в страхе собрался у гроба святого Ианнуария, моля святого о помощи. По молитвам святого Ианнуария извержение Везувия внезапно прекратилось. Известны многие другие чудеса, ниспосланные по молитвам святого.
   Наместником области Кампания был Тимофей, слепо выполнявший повеления императора. Когда к Тимофею доставили епископа Ианнуария, он предложил отречься от веры, а, получив твердый отказ, приказал бросить исповедника в раскаленную печь. Подобно тому как в древности три еврейских отрока, святой Ианнуарий остался невредимым в огненной печи, ибо Ангел Господень охладил жар пламени. Тимофей же ре¬шил, что это — следствие особого ча¬родейства и велел жестоко пытать мученика. Вся земля под ним покры¬лась кровью. Рядом стояли два клирика, диакон Фавст (Фауст) и чтец Дисидерий; они не могли удержать слез при виде мучений святого Ианнуария. Узнав, что они христиане, их немедленно связали и вместе со свя¬тым Ианнуарием отправили в Путеолы и заключили в темнице. Там уже томились в узах несколько христиан: Прокул и Соссий, диаконы из города Путеолы, и два мирянина, Евтихий и Акутион; все они были осуждены на съедение зверям. На следующий день их вывели на всеобщее обозрение и бросили зверям на растерзание. Но Бог прославил Имя Свое во святых Своих: Он сомкнул звериные пасти (как в ветхозаветные времена, когда святой пророк Даниил был брошен в ров ко львам.— Дан. 6, 16), и ни один из зверей не прикоснулся к мученикам. Наместник Тимофей, объясняя это чудо каким-то особым христиан¬ским искусством, метался в ярости; внезапно он ослеп и стал звать на помощь. Святитель Ианнуарий отличался добротой и кротостью, он пожа¬лел этого несчастного и помолился о своем враге. Тимофей прозрел телесно, но не душевно. Около пяти тысяч, собравшихся смотреть на казнь мучеников, уверовали во Христа. Наместник же, только что исцеленный от слепоты, не только не воздал хвалы Истинному Богу Иисусу Христу и Его верным служителям, но приказал немедленно казнить их. Священномученик епископ Ианнуарий, диаконы Фавст, Прокул и Соссий, чтец Дисидерий и миряне Евтихий и Акутион были выведены из города и обезглавлены. Тела святых мучеников были взяты христианами в различные города Кампании, каждый город хотел иметь у себя предстателя и ходатая пред Богом. Мощи епископа Ианнуария были перевезены в Неаполь и положены в храме, где они покоятся и в настоящее время. Молитвами святого Ианнуария в Неаполе совершались многочисленные чудеса.

03 мая православные христиане празднуют день преподобного Феодора Трихины (Федор «власяничный»).

 

    Этот святой известен под именем Феодор Трихина. Странное прозвище в переводе с греческого означает «Власяничник». Дело в том, что праведник всегда носил только грубую, сотканную из волоса одежду. История не дает нам свидетельств о том, в какой период жил преподобный. Но известно, что он был аскетом и нёс монашеский подвиг в одном из Фракийских монастырей. Ныне ублажаемый преподобный Феодор был сын богатых родителей, живших в Царьграде, но не прельстился благами земными, и, оставив мир, подвизался в пустыне, во Фракии. Он не носил иной одежды, кроме грубой власяницы. Прославляя преподобного Феодора, Святая Церковь поет: «Явился еси предивен житием, Феодоре мудре отче, власяными рубы изменив паче царских сокровищ, яже на земли: сего ради небесную одежду восприял еси. Присно моли о нас, преподобне!». Преподобный Феодор Трихина, отличавшийся необычайной умеренностью в употреблении одежды, служит живым укором тем христианам, которые чрезмерно заботятся о роскоши в одежде.

02 мая День памяти блаженной Матроны Московской.

 

"Все, все приходите ко мне рассказывайте,
как живой, о своих скорбях,
я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам".
Матрона Московская

 

   Матрона появилась на свет в 1885 году в бедной крестьянской семье. Рождение четвертого ребенка обернулось настоящей драмой для родителей – девочка родилась без глазных яблок. Отец с матерью было решили отправить дочку в приют, но матери приснился сон, в котором слепая белая птица села ей на грудь, в область сердца. После этого родители решили оставить девочку в семье.
   Любопытно, что спустя много лет Матрона часто учила не доверять сновиденьям: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями».
   При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской. Когда священник опустил дитя в купель, над младенцем образовалась легкая дымка в образе столба, от которой разносилось благоухание. Священник тогда сказал, что незрячая девочка станет святой. Интересно, что спустя несколько лет Матрона предсказала смерть крестившего ее батюшки.
   Матрона с самого рождения имела на груди выпуклость в форме креста. Старица считала ее нерукотворным нательным крестиком и еще в детстве отказывалась надевать на шею обычный крест.
Будучи подростком, Матрона совершила несколько паломничеств к святым местам. К этому моменту она уже открыла в себя дар целительницы и предсказательницы. С ранних лет блаженной Матроне были ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее кормилицей.
   Существует предание о встрече в Андреевском соборе Кронштадта 14-летней паломницы Матроны со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Согласно легенде, по окончании богослужения он публично обратился к незрячей девочке, которую видел впервые: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».
  В 16 лет у Матроны отнялись ноги. Интересно, что она предсказывала это событие: в одно из богослужений в храме к ней должна была подойти неизвестная женщина, которая и отнимет у нее способность ходить. Так все и произошло. Потом Матрона говорила: «Я не избегала этого — такова была воля Божия».
Матрона предсказала два трагических события в истории России – революцию и Великую Отечественную войну. Так, еще в 1899 году старица говорила: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать... все бросят землю и побегут кто куда». Накануне второй войны Матрона журила своих близких: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».
2 мая 1952 года она почила. Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: "Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам". Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией.

   "После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет: - предсказывала блаженная Матрона. - Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу". Еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. "Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого".
Моли Бога о нас, святая угодница Божия, блаженная Матрона Московская.
Аминь.

01 мая день памяти преподобного Иоанна Солунского, ученика святого Григория Декаполита; святителя Космы, исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия.

 

   Преподобный Иоанн Солунский родился в середине VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита в Солунском монастыре. Под руководством своего наставника преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства. При императоре Льве Армянине, когда он начал свое гонение на христиан за почитание святых икон, святой Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем и преподобным Иоанном отправились в Константинополь, чтобы защищать Православие. Несколько лет, невзирая на гонения и трудности, они проповедовали Православие и защищали почитание святых икон. По истечении некоторого времени в 820 году скончался Григорий Декаполит и немного позже – его любимый ученик Иоанн.
 

  Изъятие святых икон из храмов или ссылка! Такое требование поставила власть перед святителем Космой, епископом византийского города Халкидон. И пастырь выбрал последнее. Не покорившись приказу византийского императора-иконоборца Льва Армянина, который в первой половине 9-го века устроил гонения на почитателей икон, святой Косма испытал жестокие преследования, скитания и страдания. Постоянным помощником святителя в деле защиты Православия был его сподвижник преподобный Авксентий. Он разделил крестную дорогу халкидонского архипастыря. Сегодня Церковь чтит память этих двух святых.

30 апреля православная Церковь  памятует преподобного Зосиму, игумена Соловецкого.

Этот же день есть днем памяти Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анания, пресвитеров, Хусдазата, евнуха, Фусика, Азата, мученицу Аскитрею и иных многих.

 

   Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, почитается как великий светильник Русского Севера, так как был он основателем иноческого общежития на Соловецком острове. Крестьяне молились этому святому, испрашивая покровительства для пчел. Согласно древнему преданию, святой Зосима вместе со святым Савватием отправились в путешествие на Афон (полуостров в Греции), откуда в набалдашнике своего посоха святой привез пчелиную матку и положил начало пчеловодству на Руси.
   Уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибы¬тии, в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого ви¬дения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители. По прошествии нескольких лет преподобный Зосима, вызванный архиепис¬копом в Новго¬род, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. В обители не забыли первоначальника этих мест преподоб¬ного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи препо¬добного Савватия (что соответствовало жела¬нию братии Соловецкой оби¬тели) преподоб¬ный Зосима перевез святые мощи преподобно¬го на место поcледних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положе¬ны в землю, где покоились до 1566 года.
   Преподобный Зосима преставился к Богу, до¬стигнув маститой старости, 17 апреля 1478 го¬да. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма. Через несколько десятилетий церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соло¬вецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию — 27 сентября/10 октября, Зосиме — 17/30 апреля. Известны сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных от¬цов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к кано¬низации этих подвижников на Соборе 1547 года. Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.

 

Священномученик Симеон, епископ Персидский, жил в IV ве¬ке, при гонителе христиан в Персии царе Сапоре II (310 — 381). Он был епископом города Селевкии - Ктезифона. Царь Сапор начал гоне¬ние на христиан в 343—344 годах. Сначала он наложил на христиан тяжелую подать, а затем стал преда¬вать смерти священнослужителей и мирян, грабить и разрушать храмы.V в.) и Никифор Каллист (XIV в.) в своих исторических трудах указывают, что христиане, узнав о повелении царя умертвить всех христиан, сами без страха отдавали себя на мучения за веру в Господа Иисуса Христа. Гоне¬ния на христиан продолжались и в последующие годы, но после казни святого мученика Азата скопца, кото¬рого царь особенно любил, Сапор приказал предавать мучениям только священнослужителей и учителей христианских, а остальных христиан повелел щадить. В это тяжелое для христиан время пострадал и священномученик Симеон. На епископа Си¬меона Сапор был особенно гневен, так как враги христиан оклеветали святителя, обвинив его в тайных связях с Греческим государством. Святой Симеон, приведенный к царю на суд, смело исповедовал веру в Господа Иисуса Христа. Ни угрозы, ни обещания земных благ не застави¬ли его совершить ритуальное покло¬нение солнцу, как того требовали язычники. Тогда святителя вместе со священниками Авделаем и Ананием бросили в темницу. На допросе царь угрожал умертвить всех христиан, но и это не поколебало мужества святи¬теля Симеона. Тогда на его глазах были усечены мечом многие исповед¬ники. Святитель благословлял их на мученическую смерть, наставляя не бояться казни, но с надеждой на жизнь вечную в Царстве Небесном претерпеть страдания. После всех он и сам с радостью положил голову на плаху. Кончина священномученика последовала в Великую пятницу 13 апреля 343 или 344 года.

29 апреля – Радоница (Радуница) - Пасхальное поминовение усопших.

 

   и Крови Х Радоница - 9 день от Пасхи день особого поминовения усопших, родительский день. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших". Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Как правильно поминать усопших? «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
   Домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду.
   Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

28 апреля празднуется день Мучениц Василисы и Анастасии, а так же Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима - Святопудов день.

 

   Апостолы Аристарх, Пуд и Трофим – из 70 апостолов. Аристарх был сотрудником апостола Павла и затем епископом в сирийском городе Анамее. Пуд был сенатором в Риме, отличался благочестивой жизнью, принимал у себя апостолов Петра и Павла и дом свой обратил в церковь. Трофим из города Ефеса, был учеником апостола Павла и сопутствовал ему в путешествиях с евангельской проповедью. Все трое были замучены в Риме, при императоре Нероне, одновременно со св. ап. Павлом.
  В народе этот день называют Святопудов день – день Пуда-пчельника, пчела – Божья угодница. На день святого Пуда вынимают пчел из-под спуда. В день Пуда изгоняют смерт, окликают дождь. На Пуда калина и рябина почки распускают, зацветает медуница.

  Мученицы Василисса и Анастасия были римлянки и ученицы апп. Петра и Павла. Сделавшись христианками, они предавали погребению тела святых мучеников, пострадавших за Христа при Нероне. За это и сами они преданы были мучениям: им отсекли головы. Мощи их почивают в Риме, в церкви Божией Матери во имя иконы Ее, именуемой «Умиротворительница».

27 апреля - Антипасха = Вместо Пасхи - обновляется память воскресения Христова - "обновление".
1-я неделя (воскресенье) напротив Пасхи или Неделя 2-я по Пасхе.
За Антипасхой следует Фомина седмица

 

   Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо.«И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.
                                                               Блаженны не видевшие, но уверовавшие
   Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом. Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.
   Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.