Новости

15 июня первая неделя по Пятидесятнице – День всех Святых.
В этот день православная Церковь молитвенно памятует великомученика
Иоанна Нового, Сочавского и Святителя Никифора, исповедника, патриарха.

    «Сегодня праздник всех святых. Сегодня каждый из нас поминает и своего святого и святых всех близких и родных, явленных святых и тех, кто не был явлен миру, кто покоится в тайне бытия. Каждый из нас при Крещении получает имя святого; этот святой делается молитвенником нашим, хранителем нашей жизни, защитником нашим против зла.
Каждый из нас при Крещении делается как бы храмом именно в том смысле, как храм земной: земной храм делается местом вселения Живого Бога, и мы при Крещении делаемся частицей тела Христова, зданием крепким, очищенным, обновленным. И благодатью Троичной мы делаемся храмом Святого Духа: опять-таки при Крещении мы запечатлеваемся семью печатями, делаемся местом вселения Святого Духа.
Но вместе с этим, как и всякий земной храм, мы получаем имя одного из людей, кто сумел быть тем, чем мы призваны быть: подлинными и истинными христианами, сумел сохранить цельность во Христе и богатство вселения Духа.
     Вот почему так важно нам вспоминать того святого, во имя которого мы названы. Должны бы мы знать его жизнь, должны бы прибегать к нему в скорби и в радости, должны бы вдумываться в эту человеческую личность, с которой мы заботой родителей, заботой Церкви каким-то образом связаны. Сегодня мы все именинники, сегодня праздник всего Неба и всей земли: все Христовы дети вместе ликуют о том, что вместе со Христом они — одно тело, один дух, одна жизнь. Одни свой путь совершили, победили, увенчаны; другие — мы, на земле — продолжаем свой путь под их сенью, под заступничеством их молитв.
     Проживем же так, чтобы, когда мы станем перед лицом святых, во имя которых мы названы, перед лицом Живого Бога, Который овладел и телом и душой и всей судьбой нашей, нам не было стыдно, чтобы была радость у Господа и у тех, кому мы поручены, и у нас, что мы не посрамили ни святых наших заступников, ни Господа, Который нам доверил Свое имя и нам позволил быть здесь, на земле, образом Его присутствия. Аминь».
(Митрополит Антоний Сурожский)

 

«Церкве был еси утверждение и христиан похвало, Иоанне приснопамятне».
(Тропарь святому)

   Святого мученика Иоанна Нового называют еще Сочавским, поскольку с 15-го века его мощи почивают в румынском городе Сочава. Родом же он был из Трапезунда. Занимался торговлей. Отправившись на корабле по делам, Иоанн во время религиозного спора стал в защиту православной веры. Капитан, который был огнепоклонником, затаил на святого злость. Во время стоянки корабля в порту Белграда Босфорского капитан пришел к градоначальнику-язычнику и сообщил, что на его судне есть мужчина, желающий принять веру огнепоклонников. Когда же святой Иоанн исповедовал себя христианином, его жестоко побили. Отказавшись отречься от своей веры, он с радостью принял мученическую смерть за Христа.

 

«Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!»
(Псалтырь (30.25)

 

    Благодаря знатному происхождению святитель Никифор получил хорошее образование, а затем – место сановника при дворе императрицы Ирины. Как царский советник он присутствовал на Седьмом вселенском соборе, где проявил себя как усердный защитник Православия. После кончины святого патриарха Тарасия Никифора избрали на его место. Но впоследствии император-иконоборец Лев Армянин сослал праведного архипастыря на остров Проконнис. Тринадцать лет в трудах и молитвах провел угодник Божий в ссылке, там он и скончался. При правлении императрицы Феодоры нетленные мощи святителя были перенесены в Константинополь и помещены в соборной церкви Святой Софии.

14 июня православные христиане празднуют день памяти таких угодников Божих:
- мучеников Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Евелписта, Иеракса, Пеона, Валериана, Иуста и мученицы Хариты;
- преподобного Дионисия Глушицкого.

«Я изучал различные науки, но познал Истину в христианстве».
(Святой Иустин Философ)

   Близ древнего города Сихем есть колодец Якова, у которого Иисус Христос рассказал самарянке о поклонении Богу в духе и истине. Спустя 100 лет в той местности родился святой Иустин Философ. Однажды, размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, раскрывшего ему сущность христианского вероучения. Во время гонений на христиан Иустин обратился со своим произведением «Апология» к римскому императору Антонину Пию. Прочитав его, правитель был так поражен, что прекратил гонение. Святой Иустин всюду проповедовал Евангелие и своим словом обратил в христианскую веру многих людей. В 166-ом году в Риме он принял мученическую смерть за Христа.

 

«Насколько возрастает человек в духовном подвиге, настолько же он достигает высоты тайн Духа и сокровищ премудрости».

(Преподобный Нил Синайский)

 

    За 7 лет до своей кончины он выкопал себе могилу и ежедневно приходил к ней, непрестанно думая о смерти. Преподобный Дионисий Глушицкий был родом из Поволжья. Он с юных лет полюбил монастырскую жизнь. Впоследствии, оставив родительский дом, он подвизался в Спасокаменном монастыре, где принял монашеский постриг. Праведник был прекрасным живописцем, занимался резьбой по дереву, кузнечным ремеслом. В 1403-ем году он учредил в Глушицах монастырь, в котором служил игуменом. Святой ни одной минуты не проводил без дела и только тогда употреблял пищу, когда совсем терял силы. Скончался преподобный Дионисий в 1437-ом году в возрасте 75-ти лет.

13 июня православные христиане памятуют апостола от 70-ти Ерма

« Когда человек помышляет праведное и неуклонно к тому стремится, то имеет на небесах благоволение Господа во всяком деле».
(Апостол Ерм)

    Он был одним из избранных учеников Господа Иисуса Христа. Апостол от 70-ти Ерм упоминается в Священном Писании в послании апостола Павла к Римлянам. Поэтому можно сделать вывод, что он был одним из самых известных представителей римской общины христиан первого века. В церковном предании о Ерме говорится как о епископе города Филиппополь Фракийский. Некоторые церковные писатели считают его автором знаменитой книги «Пастырь», в которой на примере своей жизни автор показал связь благочестия человека с его судьбой.

12 июня день памяти преподобного Исаакия, исповедника,
игумена обители Далматской.

«Любовь к ближнему – это путь, ведущий к любви к Богу».
(Святитель Игнатий (Брянчанинов)

   Преподобный Исаакий Далматский жил в 4-ом веке. Приняв монашеский постриг, он уединился в пустыне. Во время гонений на православных при императоре Валенте Исаакий пришёл в Константинополь, чтобы поддержать верующих. Шла война с готами. Когда император с воинами выходил из города, преподобный обратился к нему: "Царь, открой храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!" Но император не послушал монаха и приказал заключить его в темницу. После известия о гибели Валента преподобного Исаакия освободили. При правлении следующего императора – Феодосия – Исаакий учредил монастырь близ Константинополя. После смерти святого игуменом обители стал монах Далмат. От его имени и произошло название обители – Далматская.

11 июня православные христиане молитвенно памятуют таких угодников Божиих:
Святителя Луку (Войно-Ясенецкого);
Мученицу Феодосию Тирскую, деву;
Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского.
Этот же день есть праздником иконы Богородицы «Споручница грешных».

«Я не имею права заниматься тем, что нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для людей, которые страдают».
(Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

   Епископ-хирург. Для многих это сочетание слов звучит странно. Но сам святитель Лука (Войно-Ясенецкий) воспринимал свой статус вполне естественно. 40 лет он достойно нёс крест врача и пастыря. Владыка Лука написал 55 научных трудов по хирургии и анатомии и десятки томов проповедей. Но самым важным достижением архиепископа Луки является значительное количество исцеленных им человеческих душ. Ныне, когда прошло почти пятьдесят лет со дня смерти владыки-хирурга, тысячи христиан продолжают получать исцеление благодаря заступничеству этого Божьего угодника.

   «Перенеси взгляд свой от настоящего в будущее, и не получишь даже кратковременного ощущения бед».
(Святитель Иоанн Златоуст)

   Мученическая смерть или отказ от Христа. Святая Феодосия Тирская без колебаний выбрала путь страданий и отказалась принести жертву языческим идолам. В самом начале 4-го века, во время жестоких гонений на христиан, она не побоялась в день святой Пасхи поклониться заключенным мученикам, попросив их о молитве перед престолом Господним. Этот поступок семнадцатилетней девы не остался незамеченным. Мужественно выдержав все истязания, святая Феодосия была зарублена мечом. После мученической кончины она явилась своим родителям – с венцом на голове и сияющим золотым крестом в руке.

   «При всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью».
(Послание апостола Павла (Фил 1:20)

  «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». (2 Корин 4:17) Этими словами апостола Павла всю свою жизнь руководствовался блаженный Иоанн, Устюжский чудотворец. Святой пошел нелегким путем самоотречения ради Христа. Еще при жизни Господь наградил Своего избранника дарами прозорливости и исцеления больных. Блаженный Иоанн скончался в молодом возрасте в 1494 году. По свидетельству его современников, сразу после смерти лицо праведника начало сиять, как у ангела. Уже в 16-ом веке Русская Православная Церковь прославила этого подвижника благочестия среди святых.

«В Деве Марии удивительно объединились полнота и гармония всех добродетелей христианских, начиная с любви к Богу и людям».
(Николай Пестов)

   Икона Божьей Матери "Споручница грешных" названа так по надписи, сохранившейся на образе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну...". Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одринском мужском монастыре Орловской губернии в средине 19-го века. Слова «Споручница грешных» несут глубокий смысл: Заступница рода человеческого, Пресвятая Богородица, заботится о спасении людей, совершивших грех. Христиане верят, что Божья Матерь ручается перед Господом за исправление грешников. Она находит способы привести человека к покаянию даже тогда, когда он этого не ожидает.

10 июня православная Церковь чествует память преподобного Никиты, епископа Халкидонского,
и священномученика Евтихия, епископа Мелитинского.

«...Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его».
(Псалтырь Пс.5:13)

    Его сердце чувствовало чужие страдания, как свои собственные. Нищие находили у Халкидонского епископа пристанище, а сироты и вдовы – заботу и милосердие. Но святитель Никита был в то же время тверд: в своем пастырском служении он не поддался на уговоры еретиков и с верой выступил против императора иконоборца Льва Армянина. Несмотря на гонение, епископ Халкидонский Никита и его паства продолжали поклоняться святым иконам. За это архипастырю пришлось немало пострадать. Но ни муки, ни ссылки не сломили дух исповедника. После смерти святителя Никиты Господь засвидетельствовал его праведность многочисленными чудеса у его мощей.

     «Мученики, подвергаясь страданиям, не только не скорбели, но радовались и торжествовали».
(Святитель Иоанн Златоуст)

   «Надейся же на Господа, мужайся. И да укрепляется сердце твое». Этими словами руководствовался святой псалмопевец Давид в трудный для него период. Надежду на Господа всегда возлагали праведники как во времена Ветхого Завета, так и последователи Иисуса Христа. Одно из самых жестоких гонений на христиан в первом веке было в годы правления римского императора Нерона. А одним из почитаемых мучеников, пострадавших тогда, стал святой Евтихий, епископ армянского города Мелитина.

09 июня День Святого Духа.
В этот день православная церковь празднует память праведного Иоанна Русского, исповедника.
В 1667 году 9 июня были обретены мощи преподобного Нила Столобенского, монаха, чудотворца.

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...»
(Евангелие от Иоанна (16, 13)

     На следующий день после праздника Пятидесятницы Православная Церковь чтит третью Ипостась Пресвятой Троицы – Святого Духа. В 4-ом веке сформировалось учение о Святом Духе как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу Отцу и Богу Сыну. «Иже со Отцем и Сыном спокланяема» – так говорится в Православном Символе веры. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем. Через Него даются нам мудрость, жизнь, движение. Через покаяние и искреннюю молитву благодать Духа Святого может вселиться в каждого из нас. Такой человек становится обителью, храмом Святого Духа. Его озаряет свет учения Христова. Сердце согревается любовью к Богу и ближним, а душа очищается от всякого греха.

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние. Кор.7:10»
(Послание апостола Павла)

      Жизнь праведного Иоанна Русского – убедительный пример смиренного служения Богу и людям. В армии Петра Первого он был простым солдатом. Во время русско-турецкой войны попал в плен. Находясь до конца жизни в неволе, Иоанн терпеливо сносил издевательства и ненависть хозяев, добросовестно работал и непрестанно молился. Иногда по ночам приходил молиться в храм великомученика Георгия. Здесь же на праздники он причащался. Несмотря на свою бедность, он всегда помогал нищим. Святость жизни Иоанна, твердость в вере, чудеса привлекали к нему сердца христиан и вызывали уважение у недругов. Праведник скончался в 1730 году, а спустя три года его мощи были найдены нетленными.

      «Ничего нет в мире такого, что могло бы отлучить от любви Божьей того, в ком она пребывает».
(Преподобного авва Исая)

    Желая жить безмолвной и уединенной жизнью, преподобный Нил переехал на остров Столобенский, что в современной Тверской области. В течение 26 лет подвижник возносил там свои молитвы к Богу. После блаженной кончины святого в 1554 году на острове была учреждена обитель, названная Нило-Столобенской пустыней. В 1667-ом году, во время закладки фундамента нового каменного собора, земля вдруг осыпалась и открылись нетленные мощи преподобного Нила. Впоследствии они были торжественно перенесены в храм. А в честь этого события было установлено второе празднование памяти праведника.

08 июня православная Церковь празднует День Святой Троицы – Пятидесятницу.
Единосущную и Нераздельную,В Трех Ипостасях Совершенную,Животворящую, Честную
Восславим Троицу Святую!Аминь!

     Святители о Святой Троице:
    "Когда мы праздновали Пасху, то Святая Церковь для выражения перед нами величия сего праздника называла его праздником праздников и торжеством торжеств, то есть как бы главою и средоточием всех прочих праздников. О нынешнем празднестве, для выражения величия его Святая Церковь провещает другое и именует его праздником решительным и окончательным.
    В самом деле, это не праздник, а, можно сказать, полнота и венец всех праздников. Что не празднует ныне? Празднует Завет Ветхий, ибо в нынешний пятидесятый по исходе из Египта день израильтяне приняли свыше у Синая закон от Бога. Празднует Завет Новый, ибо ныне день сошествия на апостолов Духа Святаго, вместе с чем положено начало и основание Церкви благодатной, всему христианству. Празднует мир невидимый, ибо в нынешний особенно день Святая Церковь воссылает молитвы о душах отшедших братий, простирает свое матернее дерзновение до того, что ходатайствует о милости ко иже во аде содержимым; празднует мир видимый и чувственный, ибо в нынешний особенно день Церковь отверзает свои храмы для всей природы, припоминая сим первобытное состояние человека в Едеме, и предызобразуя будущее состояние на Сионе, когда не будет храмов чувственных, а все будет храмом.
     Празднует ныне вера, поклоняясь величайшему из таинств своих Святей, Живоначальней и Присносущней Троице; празднует ныне надежда; ибо Святая Церковь от настоящего восходит ныне к будущему, провидит скончание Царства благодати, наступление царства славы, и молит о благоутробии на суде будущем; празднует ныне любовь, объемля молитвенным расположением своим видимое и невидимое, небо, землю и преисподнюю.
Подлинно, это не праздник, а целый СОБОР ПРАЗДНИКОВ, полнота решительная и окончательная! Кажется, мы все уже превыше временного и тленного; мы у самого престола триипостасного Божества; живые и мертвые подают друг другу руку; духовное нисходит до чувств и осязания; плотское и вещественное возносится и приближается к духу; триипостасный Бог начинает быть ВСЯЧЕСКАЯ ВО ВСЕХ (1 Кор.15;28).
      О вожделенная полнота! О состояние покоя и утверждения! Для чего являешься ты нам в одних преходящих отблесках и очерках? Когда явишься ты всецело и вседействительно? Когда все твари Божии скинут с себя оковы тления, забудут вражду и деление, и соберутся в мире, и составят единое блаженное семейство единого всеблаженного Отца?
       Но и ожидать сего уже сладко и отрадно! Отрадно видеть предызображение сего будущего состояния!
И вот почему настоящее празднество есть одно из самых радостных. Всякий раз, как будто в это время разверзается пред нами другой, лучший мир, как будто все является в другом, высшем виде; как будто веет какая-то новая жизнь везде: и в храмах и в домах наших."
      Святитель Иннокентий Херсонский

     «...если Божественная Троица сияет во всем мире, то в человеке, созданном по образу Божию, она отражается с большею полнотою. Тут везде и во всем тройственность, начиная с видимого состава нашей природы. Наше тело со способностью рождать, наша душа со способностью чувствовать и страдать, наш дух со способностью воспринимать высшее, Божественное, и одушевлять низшее, чувственное. Что это, как не земная, ограниченная, а единосущная и нераздельная троица, подобная небесной, в коей трое — одна суть? ... Возьмем ли тело человека: здесь видимая тройственность состава — костей, плоти и соков. Возьмем ли душу: тоже тройственность — чувства, понятия и желания. Возьмем ли дух, опять три: ум, воля и свобода. Каждая из способностей тоже тройственна в действии: ум приемлет от предмета впечатление, рассуждает и делает заключение; свобода видит, избирает и определяет; воля побуждает к действию, стремится, достигает.
    Падем в благоговении перед величием неисповедимых совершенств и как свидетельство нашей любви и благодарности за бесчисленные благодеяния к нам Пресвятой Троицы, принесем Ей в дар все существо наше.

Богу Отцу принесем наше тело, да будет оно орудием к исполнению пресвятой воли Его.

Богу Сыну принесем нашу душу, да воодушевится она силою креста Его.

     Богу Духу Святому принесем наш дух, да парит он в поднебесье над всем дольным, пламенея от росоносного дыхания Его».

  Святитель Иннокентий архиепископ Херсонский «Слово на день Святыя Троицы».

07 июня Троицкая родительская суббота – поминовение усопших.

07 июня 850 года состоялось Третье обретение главы Иоанна Предтечи.

    В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших. Эта традиция ведёт своё начало с апостольских времен. Апостол Петр в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). Апостольские постановления гласят, что апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых.
    Следуя этой традиции, Святая Церковь издавна призывает совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех усопших благочестивых праотцов, отцов, братьев и сестер.
     Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.
       Святая Церковь призывает в эту субботу совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших и просит о собрании всех в Царство Христово, молясь «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
      Во всех храмах сегодня совершаются заупокойные Литургии и панихиды. В храме можно заказать поминовение имен усопших на литургии. Поминовение совершается священнослужителями в алтаре, когда из просфоры вынимаются частицы, которые затем погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этот момент читается молитва: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».

  «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы обретение».
                                                                                        Величание празднику
    Третье обретение главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна состоялось в Команах, близ нынешнего Сухуми. Именно там благоверные христиане прятали святыню в годы иконоборческих гонений 8-го–9-го веков. Когда смутные часы закончились, патриарху Константинопольскому Игнатию во время ночной молитвы в видение было указано место, где находится голова пророка. Император отправил в Команы посольство и в указанном патриархом месте в третий раз нашли святыню. Произошло это около 850 года. Позже главу перенесли в Константинополь и положили в придворной церкви. Ныне часть святыни хранится на святой горе Афон.

06 июня правосланые христиане молитвенно памятуют столпников:
- преподобного Симеона Столпника на Дивной горе,
- преподобного Никиту, столпника Переславльского.

«Монашество – это прямая дорога к чистоте сердца».
Святитель Феофан Затворник

   Подвиг столпничества – один из самых необычных и давно забытых христианами. Живя на столбе, человек уподобляется птице. Но, в отличие от нее, не может перелететь на другое место. И вынужден терпеть на столбе дождь, холод, жару и ограничения в движении. Один из сирийских подвижников 6-го века жил так 68 лет. Преподобный Симеон Дивногорец с юных лет твердо решил идти евангельским путем. Жил в монашеской обители преподобного Иоанна Столпника. Суровый аскетизм праведника удивлял даже опытных монахов. Стремясь к полному уединению, святой Симеон впоследствии стал жить на столбе на Дивной горе близ Антиохии Сирийской. Презрев земные блага, преподобный получил от Господа дар чудотворения, которым послужил людям.

«Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю».
Книга пророка Исаии (1.18)

   В годы правления князя Юрия Долгорукого преподобный Никита руководил сбором налогов в городе Переяславль-Залесский. Но при этом Никита грабил жителей и присваивал собранные для князя деньги. Однажды в церкви он услышал слова из книги пророка Исаии: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (1.17). Это наставление глубоко проникло в его сердце. Но вскоре Никита забыл о нём. Но Господь напомнил о грехах: дома в котле, где варилась еда, он увидел части человеческих тел. После этого Никита навсегда изменил свою жизнь: он всем сердцем раскаялся и стал монахом. Святой принял на себя подвиг столпничества и после искреннего покаяния умер мученической смертью от рук разбойников.