Официальный сайт Молченского женского монастыря.

d1f405 fb7503f6a4c9e3c2c4ebd327f04ae685

  С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

  Дорогие прихожане, паломники, гости города, и все неравнодушные к духовным святыням, верим и надеемся, что с вашей помощью, к проблеме нашего общего духовного очищения и покаяния эта древняя святая обитель не перестанет преображаться.  

  Просим всех, кто имеет возможность, внести посильную лепту в возрождении этой духовной твердыни, чтобы с обновлением архитектурного наследия силились и укреплялись молитвы, возносимые за всех вас в веках.

  И Матерь Божья, покровительница рода христианского, умолит Своего Сына, богатого всякими дарами и благами, о воздаянии вам сторицей в этой временной, а паче всего в будущей, вечной жизни. Аминь.  

История
Основание.
23 марта 1593 г. правительство подписало грамоту о правах стоящего близ Путивля древнего монастыря, известного как Молченская пустынь, и направило документ властям города. В грамоте процитированы писцовые книги Путивля за 1591 г.: «В Путивльском уезде, от города двадцать верст, монастырь Молчинской Рождества Пречистыя Богородицы, да того ж монастыря на посаде, в остроге, теплой храм Софии, Премудрости Божии, да собор Пресвятыя Богородицы». В 1884 г. исследователь П. Преображенский предположил, что указанное владение пустыни в городе было ее подворьем, а в 1591-1593 гг. стало самостоятельным монастырем. Тот же автор пересказал сообщение рукописи настоятеля архимандрита Сосфена (1855) о том, что выпись 1591 г. подразумевала единый храм с престолами на 2-х этажах. 5 сент. 1597 г. свт. Иов, патриарх Московский, писал о Путивльском Молченском монастыре: «Игумена Илью с братьею... пожаловал, дани своей церковные и казенных пошлин имати не велел, для того что тот монастырь стал вновь».


Продолжение истории.
■ В 1602 г. игумен Илия писал в Москву: «Строится де у Путивле Государева богомолья Рождества Пречистой Богородицы общий монастырь вновь, за посадом»; к 1602-1604 гг. исследователь Виктор Вечерский относит сооружение на месте острога каменной крепости и монастырского каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы внутри кольца новых укреплений (Монастирі та храми Путивльщини, 2007).
■ По местным преданиям, упоминаемым П. Преображенским, в 1605 г. монастырь послужил резиденцией Лжедмитрию I. В 1654 г. монастырь посетил на пути в Москву патриарх Антиохийский Макарий с сыном, архидиаконом Павлом Алеппским, упомянувшим обитель в своем знаменитом труде «Путешествие Патриарха Макария».
■ В сер. 1920-х гг. монастырь закрыли; некоторое время здесь располагалось ремесленное училище, с 1950-х гг. – завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. В 1992 г. началось возрождение обители, в 1997 г. она была преобразована в женскую.
Архитектура
■ Занимаемый обителью мыс вытянут с северо-запада на юго-восток; на северо-западе он соединен с господствующим над рекой плато, на середине своей длины имеет сужение. Это сужение условно делит обитель на 2 половины: основную – юго-восточную, и придаточную – северо-западную. Юго-восточная часть представляет собой вытянутый по оси мыса двор, в плане – овал со срезанными концами. В центре двора стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. К северо-западу от него, на боковых сторонах и торце того же двора, расставлены полукольцом остальные сооружения, создающие, вместе с храмом, ядро архитектурного ансамбля. Придаточная часть обители представляет собой еще один двор, с хозяйственными и жилыми постройками.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
■ Храм необычен в планировке и внешнем оформлении, в котором ярко выражены и гармонично сплетены черты российского зодчества XVI-XVII вв. и украинского барокко XVII-XVIII вв. Здание состоит из 3-х башен, поставленных буквой «Г». Каждая башня разделена на квадратную в сечении нижнюю часть и 8-гранную верхнюю, увенчана барочным куполом с маковкой. К главной башне 2 другие примыкают с востока и севера. Квадратная часть северной башни имеет с восточной стороны равный по ширине и вдвое меньший по длине прямоугольный выступ. Размеры башен уменьшаются в последовательности: главная, восточная, северная. К собору примыкает Г-образная в плане галерея в виде 1-ярусной аркады, по верху которой проходит открытая площадка. Одно звено галереи примыкает к западному фасаду главной и северной башен, другое – к южному фасаду главной башни. Против середины западного фасада главной башни, перпендикулярно ему, на площадку поднимается лестница, опирающаяся на систему арок. На уровне площадки квадратная часть башен разделена на 2 этажа. На площадке устроены входы во 2-й этаж главной и северной башен – соответственно центральную часть храма Рождества Пресвятой Богородицы и придел прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. 2-й этаж восточной башни служит алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.
■ П. Преображенский полагал, что башни появились в разное время: в XVI в. возвели восточную, поначалу крепостную, в 1630-1636 гг. превратили ее в алтарь и пристроили главную в качестве основной части храма, а позже соорудили северную как придел. На основе исследований 2-й пол. ХХ в. ученые сделали вывод, что башни построены одновременно на стыке XVI-XVII вв.: их необычная расстановка вызвана экономией площади в крепости, которая тогда не полностью принадлежала обители. В 1630-1636 гг. храм был отремонтирован; в кон. XVII в. северную и главную башни надстроили 8-гранниками, а на восточной лишь нарастили в 2 раза уже имеющийся 8-гранник, при этом все 3 надстройки увенчали барочным верхом.
■ 8-гранник восточной башни представляет собой отдельный 3-й этаж, где, по преданию, укрывался Лжедмитрий. До революции в монастыре показывали 3 реликвии, считая их привезенными Лжедмитрием: деревянное кресло, в котором он восседал; деревянную скульптуру Христа, на которую молился; список Жировицкой иконы Божией Матери на холсте, данный мнимому царевичу названным тестем Мнишеком перед походом в Россию. Скульптура и кресло долго хранились на 3-м этаже восточной башни. Ныне они – в Краеведческом музее Путивля. По мнению искусствоведов, скульптура выполнена в традициях Западной Украины, бывшей во времена Лжедмитрия в частью Польши. На списке Жировицкой иконы, послереволюционная судьба которого неведома, читалось по-польски: «Честнейшая Херувим, славнейшая без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшая» и «Чудотворный образ Божией Матери в Жировицах в области Литовской».
■ Старые интерьеры собора не сохранились, храм Рождества Пресвятой Богородицы имеет новый иконостас. В 1-м этаже собора находится нижний придел, освященный в нач. 1990-х гг. в честь Смоленской иконы Божией Матери. До революции он был посвящен празднику Собора Пресвятой Богородицы. Нынешнее название дано приделу в память об иконе Божией Матери, явленной в 1635 г. на Передних Никольских воротах Путивля: она была подобна образу Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), известному также под именем Смоленского; с места явления в Путивле икона была принесена в монастырь, но после революции утрачена.


Колокольня.

■ На одной оси с собором, на середине северо-западной грани основного двора обители, стоит колокольня. Ее нижний ярус – квадратный в плане, с нацеленным на собор сквозным арочным проездом, а верхний – 8-гранный, с арочным проемом в каждой грани. Колокольню венчают кровля-шатер и маковка с «фонариком». Исследования 2-й пол. ХХ в. показали, что нижний ярус построен в кон. XVI в. как воротная башня каменного кремля. Скромный декор делит стены этого яруса на 2 уровня, и проезд расположен в 1-м из них. Верхний ярус, для колоколов, надстроен в 1700 г.
Трапезный корпус
■ Близ колокольни, на северном углу основного двора, расположен трапезный корпус. 1-этажный, с цокольным этажом, прямоугольный в плане, он вытянут вдоль двора. Из северного угла здания выступает башня. До уровня карниза корпуса она круглая в сечении, а выше имеет 8-гранный ярус со сводчатыми окнами, увенчанный куполом в виде луковицы. На высоту цоколя северо-восточную грань корпуса образует сохранившийся участок крепостной стены с 2-мя рядами бойниц. Крепостная стена и круглая часть башни относятся к рубежу XVI-XVII вв.; корпус пристроен в XVIII-XIX вв.; надстройка башни осуществлена во 2-й пол. XIX в.


Бывший теплый храм и дом настоятеля.
■ Восточнее трапезной, на одной с ней линии, и севернее собора стоит бывший теплый храм Рождества св. прор. Иоанна Предтечи. Храм возвели в 1866-1869 гг. в стиле подражания зодчеству древней Византии. В 1940-х гг. шлемовидный купол снесли, верхнюю половину здания расширили до размеров площади нижней половины, чтобы использовать корпус для нужд ремесленного училища. Юго-восточнее колокольни и западнее собора стоит вытянутый по юго-западной грани двора 2-этажный настоятельский дом нач. XVIII в.
Подземелья
■ П. Преображенский писал: «Под монастырем были подземные ходы, в виде пещер, обложенные кирпичом. Эти ходы имели направление к реке Сейму. Теперь они частию засыпаны, частию закрыты». В путеводителе «Путивль» (1992) В. Вечерский, И. Гильбо и А. Луговской сообщают: «Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, из которых некоторые прорыты одновременно с постройкой Кремля (в XIX веке в этих ходах находили польские монеты времен Лжедмитрия I). Часть ходов обложена кирпичом». В поисках объяснения, почему обитель слывет Молченской Печерской, П. Преображенский предположил, что имя Печерской заимствовано у Молченской пустыни (где есть настоящие древние иноческие пещеры), или связано с подземельями самого Путивльского монастыря. Подземелья эти еще не исследованы, и господствующей остается 1-я версия.

 

Достопримечательности.
Нижняя крепостная стена.  

С северо-востока и востока монастырский мыс огибает ложбина, открытая устьем в долину Сейма. По дну ложбины проходит улица. По юго-западной стороне улицы, на линии нижнего края северо-восточного склона мыса, тянется уцелевший отрезок каменной крепостной стены 1620 г. Ее возвел известный российский фортификатор Анисим Радишевский для усиления укреплений Путивля. Стена подпирала склон мыса и защищала вышеописанную улицу, служившую одним из главных входов в город.
Место расположения
■ Древний город Путивль раскинулся на правом, северном берегу реки Сейм. В районе Путивля этот берег возвышенный, изрезан глубокими оврагами. Монастырь расположен на юго-восточной окраине города, у самой реки, на одном из образуемых оврагами мысов. Из немногих уцелевших в Путивле древних храмов и монастырей Молченская обитель единственная стоит возле Сейма и обладает самым большим по числу построек архитектурным ансамблем. Поскольку в Путивле прибрежная полоса – лесистая, без высоких домов и плотной застройки, а левый низменный берег реки сплошь покрыт лугами и перелесками, – Молченский монастырь предстает взору паломника как венец пейзажа и образ всего древнего города.
■ Археологические раскопки показывают, что Путивль основан в 988 г.: тогда, по словам летописной «Повести временных лет», св. равноап. князь Владимир провозгласил Русь христианской державой «и начал ставить города по Десне» («Повесть временных лет»), притоком которой является Сейм. 1-е упоминание о Путивле находим в Ипатьевской летописи под 1146 г. в связи с усобицами между удельными древнерусскими князьями, потомками св. Владимира. Название города производят от слова «путь». Когда в 1185 г. Новгород-Северский князь Игорь, ради личной славы, не согласуя свои действия с более опытными князьями, совершил неудачный поход на половцев, тревоживших Русь набегами, в Путивле находилась жена Игоря – Евфросиния Ярославна. Раненый Игорь попал в плен, но сумел бежать. Поход стал сюжетом «Слова о полку Игореве», где одним из эпизодов является «плач Ярославны» в Путивле.
■ В 1239 г. Путивль разорили монголы. К XIII в. предположительно относят кончину упоминаемого в «Любечском синодике» «князя Иоанна Путимлскаго, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы» (25 марта 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возобновить его почитание и праздновать память подвижника 3 окт. н. ст.). С сер. XIV в. город находился в составе Великого княжества Литовского, в кон. XV в. отошел к Московскому государству и в XVI-XVII вв. стал главной крепостью на его юго-западных рубежах.
■ В XVI в. территория Путивля представляла собой полукруг, примыкающий срезом к реке. В центре города, на прибрежном мысу стояла мощная деревянная цитадель. По границе города полукольцом шла 2-я линия деревянных стен. Пространство между указанной линией и цитаделью именовалось посадом. На юго-востоке 2-ю линию стен завершал небольшой деревянный острог, возведенный, как и цитадель, на мысу у реки. На рубеже XVI-XVII вв. острог переделали, превратив в каменный кремль.
■ В 1605 г. Путивль добровольно открыл ворота польскому войску Лжедмитрия I, шедшему на Москву (Лжедмитрий выдавал себя за царевича Димитрия, умершего в 1591 г. при не вполне ясных обстоятельствах). В 1606 г. в Путивле началось антиправительственное восстание. Оно объединило силы, недовольные царем Василием Шуйским, которого знать возвела на трон после убийства Лжедмитрия I. Предводителем повстанцев стал Иван Болотников. Проживавший в Москве в нач. XVII в. голландский купец Исаак Масса назвал Болотникова «отважным витязем», а Путивль – «главой и зачинщиком всех мятежных русских городов». Повстанцы дошли до Москвы и держали ее в осаде, однако позже отступили в Тулу и в 1607 г. сложили оружие. После установления протектората Москвы над Украиной на рубеже XVII-XVIII вв. крепость Путивля утратила прежнее значение, и в XVIII в. ее разобрали. С 1926 г. город находится в составе Украины.


Подворье.
Находится в западной части г. Путивля, при «Казацком» храме свт. Николая Мирликийского на ул. Первомайской. Храм возведен в 1735-1737 гг. по заказу переселившихся из Украины в Путивль казаков. В 1770 г. с запада к храму пристроена колокольня. Храм оформлен в стиле украинского барокко, но имеет характерное для России деление на 2 церкви: нижнюю теплую (зимнюю) и верхнюю холодную (летнюю).